Найти тему
cosmant

Як-40. "Мелкая треска" или "Истребитель керосина"? (Часть 2).

Первую часть можно посмотреть Здесь

В середине 2000 года начала полеты на самолетах Як-40"VIP" авиакомпания "Авиалайн" по программе "Воздушное такси", в рамках которой самолеты Як-40 и Ил-103, а также вертолеты Ми-34 должны были осуществлять пассажирские авиаперевозки между областными центрами Центральной России.

-2

До катастрофы 9 марта 2000 года в "Шереметьево" в катастрофах было потеряно 13 машин, но ни одна из них не разбилась из-за технических неисправностей - почти все они погибли в "горячих точках". По совсем непонятным мне данным с одного из сайтов по данным на 1 января 2008 года было потеряно 92!!! самолета типа Як-40, погибло в общей сложности 841 человек!!! Если честно - не очень верится в подобные цифры. Попробую поискать более подробную информацию по катастрофам и летным происшествиям.

Як-40 широко использовался в Афганистане и силами ООН в Африке. Сейчас в России летает совсем немного Як-40. Большинство из них переоборудованы для перевозки VIP-пассажиров. Такие самолеты обслуживают или обслуживали высших менеджеров "Газпрома", ЛУКОЙЛа, ЮКОСа и "АвтоВАЗа" (данные начала 2000 годов.)

9 марта 2000 года при взлете в московском аэропорту "Шереметьево" разбился самолет Як-40, в котором погибли 9 человек в том числе президент холдинга "Совершенно секретно" Артем Боровик и глава компании "Группа "Альянс" Зия Бажаев. В ходе расследования основными стали следующие причины: неполное открытие закрылков самолета, отсутствие антиобледенительной жидкости и ошибка в техники пилотирования, версии о перегрузе или теракте не подтвердились. Разбившийся в Шереметьево Як-40 принадлежал Вологодскому авиаотряду. Он был арендован компанией "Аэротекс", три года занимающейся VIP-авиаперевозками.

ЯК-40 RA-88170 до аварии
ЯК-40 RA-88170 до аварии
-4
-5

Каков же технический «портрет» Як-40?

Самолет предназначен для полетов на местных воздушных линиях протяженностью до 1500 км. Вмещает он от 27 до 32 пассажиров. Крейсерская скорость - 510 км/ч. Основная идея, заложенная в конструкцию машины, - простота. Крыло имеет большую площадь - 70 м2. Это позволило отказаться от сложных многощелевых предкрылков и закрылков. В то же время сочетание такого крыла с тремя реактивными двигателями АИ-25 (тяга каждого - полторы тонны) обеспечивает высокие взлетно-посадочные характеристики. Есть и еще одно достоинство силовой установки Як-40. Средний двигатель, размещенный в фюзеляже, имеет реверс тяги - специальное устройство, изменяющее при торможении самолета направление струи выхлопных газов. Поэтому пробег машины при посадке - всего лишь 400 м. Причем реверсивные щитки - принадлежность самолета, а не двигателя. Это очень важно для унификации всех двигателей и упрощения замены среднего двигателя, если возникнет необходимость его отремонтировать.

-6

Шасси самолета оснащено мягкой амортизацией и колесами необычно большого диаметра, что уменьшает удельное давление на поверхность взлетного поля. Поэтому Як-40 спокойно взлетает и садится на грунтовых аэродромах.

-7

Кабина экипажа рассчитана на двух человек: командира и второго пилота. При необходимости здесь может быть поставлено третье сиденье. Фонарь обеспечивает хороший обзор как левому, так и правому пилоту. Стекла кабины имеют электрический обогрев. Самолет оснащен современным радиоэлектронным навигационным и пилотажным оборудованием.

-8

Пилотажно-навигационное оборудование позволяет осуществлять полет днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и включает автопилот АП-40, курсовую систему ГМК-1Г, авиагоризонт АГБ-3К, магнитный компас КИ-13, два автоматических радиокомпаса АРК-9, курсоглиссадную систему посадки СП-50, радиовысотомер малых высот РВ-ЗМ. В состав радиосвязного оборудования входят командные радиостанции "Перо-11" (Р-860-11) или радиостанции "Ландыш-5" и "Балкан-5". Самолет оборудован эффективной воздушно-тепловой противообледенительной системой. Радиометеолокатор «Гроза» помогает обнаружить грозовые фронты по пути полета. Ресурс самолета доведен до 30 000 часов, а срок службы - до 25 лет. В настоящее время в КБ совместно с другими организациями рассматривается вопрос о возможности увеличения назначенного ресурса до 35 000 часов и срока службы до 35 лет.

Интересные факты:

В верхней части фонаря кабины экипажа расположен аварийный люк, открывающийся внутрь кабины.

На левом борту фюзеляжа находится бортовая аварийная дверь, открывающаяся в сторону пассажирского салона. С правого и левого бортов расположены аварийные люки, которые служат для выхода пассажиров в аварийной ситуации после посадки самолёта.

Энергия истечения газов из сопла среднего двигателя с помощью реверсивно-тормозного устройства (РТУ) используется при посадке для реверсирования тяги, что сокращает длину пробега самолёта. (примерно 400 метров).

Самолётом управляют два пилота: командир корабля и второй пилот, сидящие рядом. Каждый пилот имеет свою колонку управления со штурвалом и педали. Колонки управления, штурвалы и педали обоих пилотов жёстко связаны между собой. Управление самолётом может осуществляться экипажем и с помощью автопилота АП-40.

Для перевозки багажа имеется багажное отделение, которое представляет собой отсек, расположенный по правому борту в хвостовой части пассажирской кабины. Для крепления багажа в верхней части имеются стяжные ремни.

Посадка и высадка пассажиров осуществляется по хвостовому трапу-рампе, являющимся одновременно крышкой люка, который по своей конструкции напоминает грузовую рампу транспортных самолётов.

-9

У Як-40 нет отдельного багажного отсека. Багаж сдается при посадке на борт и перевозится в вестибюле.

-10

Характеристики:

  • Размах крыльев: 25 м
  • Длина самолёта: 20, 36 м
  • Число мест: 21, 27, 30, 32, 36 — в экономическом классе (в советские времена — «туристский класс»)
  • Число мест в вариантах повышенной комфортности — индивидуально; получили распространение следующие варианты — 8, 9, 12 мест.
  • Взлётная масса: 16,1 т, 16,8 т, 17,2 т
  • Крейсерская скорость: 510 км/ч
  • Эксплуатационный потолок: 8100 м
  • Дальность полёта: 1350 км (с максимальной загрузкой) до 2500 км (с 5 пассажирами)
  • Потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) 1250 м
  • Часовой расход топлива 1150 кг/час при максимальной коммерческой загрузке.
-11

На этом пока все. Буду благодарен вам за конструктивную критику.

Всем спасибо и удачи!