Самолет Ил-2 стал настоящим откровением для всех авиаконструкторов тех времен. Ранее ни один самолет не смог достигнуть столь высокой степени живучести. Ильюшин создал не просто штурмовик, а настоящий летающий танк, которому было все равно на град пуль, обрушивавшийся на машину во время схватки с противником.
Нередко на аэродром возвращались машины, в которых едва ли можно было узнать самолет. Разодранная обшивка, изрешеченный корпус... В общем, до своих долетал почти что каркас. Однако пилот был жив, а иногда и вовсе цел и невредим. Но как удалось добиться таких невероятных характеристик?
Трудности разработки
Изначально командование отнеслось к идее создания самолета-танка с явным отторжением. Поставим себя на их место, и поймем, что для человека, который не является авиаконструктором, логически понятно, что бронированный самолет не взлетит. Хоть это было и не так, но командиры настаивали на бронировании только жизненно важных компонентов самолета.
Однако Илюшин был человеком не глупым, и все прекрасно понимали, что безумные и необдуманные инициативы от такого человека исходить не будут, поэтому разработке дали зеленый свет. Конструктору пришлось изрядно поработать над тем, чтобы создать бронированный самолет, способный нормально летать.
Секрет живучести
Сразу стало ясно, что просто решить проблему игрой с формами не выйдет. Тогда конструкторское бюро прибегло к помощи металловедов, которые в свою очередь предложили не делать толстый бронелист, а сделать 2 небольших листа, разнесенные друг между другом. Это решение было революционным.
Пуля входя в первый лист прочной стали разбивалась, и до второго, уже менее плотного листа, доходила теряя часть кинетической энергии, и зачастую входя в метал не вперед сердечником, а боком. Второй лист выдерживал попадание и пробитие отсутствовало. При ведении огня с земли зачастую не пробивался даже первый лист, а истребители не могли подлететь достаточно близко, из-за отгоняющего их огня из задней турели.