Найти тему
Живопись

Художник Константин Адреевич Сомов: чувственность красоты

Оглавление
Константин Андреевич Сомов родился в 1869 году в стольном городе Санкт-Петербурге. Будучи сыном хранителя Эрмитажа, мальчик с детства приобщался к эстетике шедевров изобразительного искусства мирового масштаба. Успешно окончив столичные гимназию и Академию художеств, а также парижскую академию Коларосси...
Автопортрет 1921
Автопортрет 1921
Б.М. Кустодиев, "Портрет художника К.А. Сомова", 1914
Б.М. Кустодиев, "Портрет художника К.А. Сомова", 1914

Стоп. Знаете что, дорогой читатель? Мы прямо-таки физически ощущаем, как воздух стал сухим и пыльным, как захотелось перейти на шёпот и попросить зелёного чаю. Ох уж все эти лишённые контекста справочные данные! Все эти «засохшие осенние листья» мёртвых фактов, дат и имён на ветру Истории, сметённые в кучу старательными биографами. Разве всё то, что мы сказали выше, хоть как-то раскроет для Вас особенности творчества Константина Андреевича? Если мы набросаем в эту кучу отрывочных сведений ещё несколько фактов, это как-то поможет нам раскрыть феномен его выдающегося живописного мастерства?

"Дама под вуалью (Манон Леско)"
"Дама под вуалью (Манон Леско)"

Нас частенько упрекают в том, что мы совсем (или почти) не пишем о датах и событиях из биографии героев наших статей. Что ж, извольте. Дружба с легендарным Бенуа, специфика сексуальной ориентации ориентации и два рекорда, установленные его картинами для «русских» лотов на лондонском аукционе «Кристис» в середине 2000-х — вот о чём в основном вещают наши коллеги. Об этом же сказано в любой справочной литературе. Интересно? — возможно. Помогает понять творчество мастера? — едва ли.

 "Портрет М. Кузмина", 1909
"Портрет М. Кузмина", 1909

Сами мы считаем, что полноценно рассказывать о его работах, не держа в уме контекст времени, в которое ему выпало жить и творить, просто бессмысленно. Поэтому сейчас мы от заочного ответа нашим критикам плавно перейдём к тому, как на самом деле стоило бы начать статью о таком выдающемся живописце, как Константин Сомов.

Серия картин: "Дама у пруда", "Встреча в парке", "Две дамы в парке", "Казацкий бал", "Маскарад", "Арлекин и дама"
Серия картин: "Дама у пруда", "Встреча в парке", "Две дамы в парке", "Казацкий бал", "Маскарад", "Арлекин и дама"

Итак: конец XIX-начало XX века. Эпоха, когда свет научного гения, ренессанс подлинного гуманизма и передовые социально-политические идеи дали миру пусть мизерный, но всё-таки — шанс на лучшее будущее. При этом, по мрачной иронии Судьбы, все эти явления были похожи на яркие, но безумно одинокие и далёкие звёзды, теряющиеся в холодных глубинах «сумерек разума». Глубинах ренессанса почти что средневекового мракобесия... Тесла, Эйнштейн, Третьяков, Дега, Писарро: свет их великого наследия едва пробивается сквозь тяжёлые, по-настоящему свинцовые «облака» вооружённых конфликтов, эпидемий, кризисов, охвативших Старый и Новый Свет. Сквозь всю эту камарилью неогностических «коричневых» кружков и проповедей самозванных Заратустр. Меж устремившимися ввысь горами золота, неправедно накопленного будущими хозяевами мира, ограбившими этот самый мир дочиста. Прекрасная, ужасная, беззаветно любящая и — одновременно — яростно отрицающая самоё себя, погружённая в бесконечную рефлексию и непрерывный бой эпоха. Именно таков антураж, на фоне которого жил, любил и творил Сомов.

"Дверь в сад ", 1934
"Дверь в сад ", 1934
"Интерьер с китайской фигуркой"
"Интерьер с китайской фигуркой"
"Новосильевский мост в Павловском парке"
"Новосильевский мост в Павловском парке"

Не потому ли мастер так страстно идеализировал давно минувший XVII век? Как известно, когда одни творческие натуры способны бесконечно черпать вдохновение в сильнейших эмоциональных всплесках общественных и личных потрясений. Зато иным как воздух требуется внутренний мир и гармония, ибо их личная муза эстетики бежит стремглав при первых же признаках надвигающегося кризиса. Балы— маскарады, поэзия дворцовых парков, изящество и утончённость, давно канувшая в Лету пора, когда романтичность и элегантность образов тесно соседствовала с символичностью и таинственной, почти мистической общей атмосферой полотен. Многозначительность и неоднозначность, вся эта игра со смыслами и тонами, создающими настроение картин, сакрализация личных переживаний их персонажей — вот что отличает его жанровые работы.

"Фейерверк"
"Фейерверк"

Фанатичная любовь живописца к стилистике (и технике) мастеров XVII столетия простиралась по-настоящему далеко. В работе он зачастую использовал плотную чисто целлюлозную бумагу, которая, имея своей подложкой мягкий текстиль, придавала его карандашным рисункам совершенно уникальный вид. Всё это было сделано ради подражания предшественникам, творившим свои шедевры два столетия назад.

"Любовники"
"Любовники"
"Прогулка"
"Прогулка"

Пейзаж, портрет, скульптура... Нужно признать: навсегда покинувший Россию и отныне проживавший в основном во Франции живописец немало почерпнул из творчества европейских коллег и единомышленников, оставаясь при этом совершенно самобытным творцом. Словно бы назло эпохе великих потрясений, он силой своего воображения стремился создавать почти что сказочные миры, уводить своего зрителя в параллельные измерения, где царствуют чувственность и нежность, где Завтра всегда беззаботно, Вчера- дарит повод для приятных воспоминаний, а Сегодня- прекрасный повод любоваться совершенной, почти мистической красотою мира, ожившего по велению кисти и карандаша великого художника, и быть его гармоничной частью.

"Радуга"
"Радуга"
"Отдых на закате"
"Отдых на закате"
"Ворота в имении Секирино"
"Ворота в имении Секирино"

Глубоко символично, что как раз в эти дни, когда мы публикуем данную статью, в городе Санкт-Петербурге, в Русском музее проходит выставка, приуроченная к полуторавековому юбилею К.А. Сомова. Художник, преклонявшийся пред европейским искусством, ушедшим в Историю за полтора века до его рождения, спустя полтора века наконец-то получает давно заслуженное внимание и восхищение публики на Родине. Мы усматриваем знаковость в том, как идеологии, страны и даже целые народы претерпевают радикальные изменения в своих судьбах и воззрениях, непрерывно меняя мир и до неузнаваемости изменяясь сами. И только подлинное Искусство держит в своих руках связующую нить поколений и умеет говорить с каждым из них на универсальном, а потому единственно верном языке любви и красоты.

"После дождя"
"После дождя"
"Портрет А.А. Сомовой-Михайловой"
"Портрет А.А. Сомовой-Михайловой"

🎯 Если вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Приглашаем посетить наш сайт! Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!

Предлагаем для обсуждения видео, нажмите и смотрите:

Неизвестное о русском художнике Иване Шишкине

Художник Петр Заболотский: портреты из прошлого

Художник Александр Бенуа: Версальские истории