Дерек покинул здание департамента Распределения чуть позже одиннадцати часов утра, с заключением в руках. Подумать только, еще утром он был полон надежд и стремлений, а теперь внезапно стал не нужен обществу. И это в его день рождения!
Он спустился по широкой лестнице и направился к линии монорельса. Единственный доступный ему вид транспорта, которым пользовались большинство низших слоёв населения. Другим путём до трущоб не доберёшься. Он прожил там всю свою предыдущую жизнь, помогая старшим и ожидая своего предназначения. Он надеялся получить его сегодня, а оказалось, что жизнь закончилась. Столько мечтаний о хорошем будущем, а на поверку вышло, что будущего у него не будет вовсе.
«Ваша звезда не найдена», так ему сказали в департаменте. Он-то думал, что такое попросту невозможно. У каждого человека была своя звезда, которую всегда находили, и которая определяла будущее.
Такой уклад общества существовал уже давно, Дерек даже не знал - сколько. Он только читал, что много лет назад двое учёных установили зависимость между каждой звездой и каждым существом на планете. «Система Лившица-Доббсона». Сложные вычисления, которые находили личную звезду человека, и по спектру светимости и излучения подробно предсказывали его будущее.
Всю свою историю человечество смотрело в небо и видело лишь мерцающие точки далёких светил. Позже выяснилось, что это не светлячки на скорлупе неба, а самые настоящие звёзды, наподобие Солнца, которое изо дня в день появлялось на востоке и освещало людям путь. А «Система Лившица-Доббсона», или, как её называли, СЛД, освещала людям их будущее.
Оказалось, что вселенная хоть и бесконечна, но все её частички связаны. Даже мельчайшие и малозаметные организмы влияют на далёкие, зачастую даже невидимые объекты. И эти далёкие светила определяют весь путь человека на этом свете. Определяют будущее.
Наши предки всегда говорили о «путеводной звезде». Как оказалось, это понятие оказалось далеко не метафорическим, и СЛД находила такую связь.
Так появилось распределение. Для людей наступило другое время - исчезла необходимость выбора. Какой смысл всё менять, если будущее уже определено? И люди покорно смирялись с предстоящей жизнью. Даже попытки самоубийств не удавались, если это не было предписано.
Разумеется, поначалу были и противники СЛД. Множество исследований пытались опровергнуть теорию, и проводились исследования даже на целых поколениях. «Система» рассчитывала будущее людей, и исследующие наблюдали за соответствием. И, на их удивление, всё работало безотказно.
В конечном итоге все смирились. Если человеку было предписано стать земледельцем - он им становился, даже если не хотел. А если предстояло перенести инсульт в сорок пять лет - он старался успеть сделать все необходимые дела до этого возраста. Всё было предопределено.
А теперь Дерек сидел в вагоне монорельса и в который раз вчитывался в строки результата. «Ваша звезда не найдена». Он никогда не слышал подобного, будущее было у каждого, никто не мог избежать. А теперь ему выдают бумажку и просят удалиться прочь. Никаких вопросов, предписаний и указаний. Просто отодвинули в сторону и занялись следующим. Дерек хорошо помнил, как стоящий за ним паренёк воскликнул: «Ух ты! Ракетчик! И доживу почти до ста!»
Вскоре вагон остановился на нужно станции. Двери открылись на несколько секунд, Дерек выскочил из вагона и отправился домой.
Родители его, определённые предназначением в уборщицу и садовника, приветливо встретили его дома. Праздничный обед на столе, все ждали результата. Он был их единственным сыном, таким было решение великой «Системы», и все надежды на хорошее будущее были замкнуты на Дереке.
Он протянул матери лист бумаги, а сам тяжело опустился на стул. Потом заключение прочитал отец. Оба нахмурились, и тоже молча сели. Все надежды рухнули, теперь он стал никем, и ему придётся жить с этим дальше. Одному. Они не могли бы помочь тому, у кого нет будущего.
Дерек ушёл из дома и после бродил по улицам несколько часов. Места были почти всегда знакомые, но временами он забредал туда, где за свои предыдущие шестнадцать лет не был ни разу. Желудок уже начал требовать еды, а купить было не на что. Работать он тоже никем не сможет, ведь у него нет предназначения. Он стал совершенно одинок в огромном мире, ведь для него даже не нашлось «путеводной звезды».
Вскоре он понял, что оказался в незнакомых местах. Сумерки уже начали опускаться, а он не представлял, где находится. Спросить было не у кого, над ним словно нависло проклятие, и его никто не замечал. На любую просьбу он слышал только: «Извини, парень, тороплюсь. Предназначение обязывает».
Так продолжалось долго, пока он не наткнулся на слепую женщину. Она сидела в старом кресле возле двери дома, на глазах были чёрные очки, а сама она будто застыла, впитывая в себя звуки и запахи улицы.
- Ну, чего встал, парень? Хочешь что-то спросить?
Он не ожидал, что его заметит слепая, а потому подошёл ближе и остановился. Женщина была старой, лицо всё в глубоких морщинах, которые двигались при каждом слове. Седые волосы забраны в пучок. Одета она была в просторную цветастую блузку и широкую юбку, уже почти выбеленную от множества стирок.
- Я не знаю, где нахожусь, - пробормотал он.
- Заблудился, значит? Не переживай.
С этими словами она медленно поднялась на ноги. Артрит её не пощадил, и суставы с трудом выполняли свою функцию. Своё предназначение.
- Пойдём внутрь, скоро станет холодно.
И медленно двинулась вперёд, чуть выставив перед собой руку. Нащупала дверь, отворила её и исчезла внутри. Дерек неуверенно двигался сзади - он не знал чего ожидать. Ведь у него не было предназначения.
- Сядь, а я пока найду что-нибудь поесть.
Вскоре она принесла ему кусок вяленого мяса и налила слабый чай. Сама уселась напротив и уставилась чёрными стеклами очков куда-то в сторону. Дерек жадно принялся за еду и следующие несколько минут никто не издавал ни звука.
- А теперь расскажи, что случилось. И что будет дальше.
И парень рассказал ей всё, что произошло. О своём вполне явном прошлом и совершенно неизвестном будущем. Он даже подозревал, что никакого будущего у него нет.
Старуха выслушала его, а после в лачуге повисла тишина.
- Ты не одинок в своей беде. Такое уже случалось, просто об этом почти никто не знает.
Дерек поперхнулся чаем.
- Как это - случалось? У всех есть путеводная звезда!
- А так. «Система» не идеальна. Раз в поколение появляется тот, чьей звезды нет на небосклоне. Он не может следовать указке других людей, у него свой собственный путь.
Юноша покачал головой.
- Предназначение есть у каждого. Каждый знает, что ему следует делать. А я остался один, совсем один.
Он прерывисто вдохнул и потёр глаза. Слёз не было, но в голосе задрожало отчаяние.
- Это проклятие, но одновременно и благо. Ты сам можешь вершить свою судьбу. Поверь, я знаю, о чём говорю. Мне тоже было горько, когда мою путеводную звезду не нашли.
Дерек поднял глаза. Они покраснели, но пока еще он держался.
- Ты вы тоже? И что было потом?
- Я сама нашла свою звезду. Научилась различать их спектр. Долгими ночами я лежала на крыше и смотрела в небо. Искала ту самую маленькую точку, которая станет моей. И нашла. Тогда я поняла, что мне следует сделать в жизни, и сказала окружающим. Но они не поверили. Они решили, что я хочу сломать их «систему». Что хочу навредить им. И в отместку за мою дерзость меня ослепили. Но я осталась жива, и продолжала видеть свою путеводную звезду даже сквозь этот мрак.
С этими словами она сняла очки. Белёсые глаза на тёмном морщинистом лице казались неестественными, и Дерек вздрогнул, но быстро взял себя в руки.
- Я познала своё предназначение. Ждала много лет, добывала пропитание как могла, жила в этой лачуге - всё это, чтобы встретить тебя. Это было моё предназначение. Я должна была сказать тебе это -ты появился здесь не спроста.
Она протянула руку и нащупала пальцы Дерека. Тот не стал освобождать ладонь, а просто замер.
- Я знала, что ты особенный. Моей задачей в этой вселенной стало найти тебя. Я должна была сказать тебе твою цель. Ты, человек без будущего, найдёшь способ повлиять на «систему». Ты должен будешь сломать её. Я видела твою звезду, пока еще могла. Но теперь вновь ощущая её пламя в тебе.
Дерек действительно почувствовал что-то внутри. Ему стало казаться, что его распирает какая-то неведомая энергия. Он был способен на всё, что угодно. Он знал, что следует делать. Обрёл своё будущее!
«Система» поработила человеческий разум. Превратила всех в существ без воли, подавила любую свободу воли. Убила в человеке свободу.
В нём пылал огонь справедливости. Он был готов отправиться на свою миссию прямо сейчас, хотя утром даже не мог предположить такого исхода. Дерек вдруг ясно увидел весь неправильный уклад общества. Он осознал смысл такой регуляции. «Система» просто распределяет работников, давая им цель в жизни, и они движутся вперёд по узкому коридору, как коровы на бойне. Ни шага в сторону, только вперёд, до упора. Пока шею не зажмут в тиски, а электрошоковая дубинка не опустится на лоб.
Он вскочил на ноги. Жажда действия не давала ему даже шанса усидеть на месте. И его бы не остановило то, что на улице уже давно опустилась ночь.
Старуха вновь взяла его за руку.
- Я чувствую твой пыл, Дерек. Я видела это в своём видении, много лет назад. И знаю, кто ты такой, равно как и то, что ты справишься. Звезда горит внутри тебя, она подскажет и осветит тебе путь. Но не забывай - ты всего лишь человек.
А после тихонько толкнула его в сторону кровати.
- Я там постелила. Тебе предстоит много работы. Но это начнётся завтра. А пока - отдохни.
И вскоре, когда юноша заснул, она всё продолжала сидеть на стуле и слушать его мерное дыхание. Она знала, что ему предстоят великие дела, он сможет сломать систему, но и сам при этом погибнет.
Это случится еще не скоро, но первый шаг в цепи событий запущен. И система будет отчаянно сопротивляться.
И она знала - под звёздами не вечно ничего…