Технический директор театра ARTиШОК Ярослав Корчевский – о нетворческой составляющей театрального процесса и о том, чем завпосты независимых театров отличаются от своих коллег из государственных.
Это интервью было записано почти два года назад и, видимо, ждало грандиозного повода для публикации. Повод прогремел: алматинский театр ARTиШОК в конце августа запустит курс для осветителей как часть проекта ТЕАТР КАК ПРОФЕССИЯ.
Педагогом курса будет технический директор (завпост - слово все-таки из несколько другой вселенной) театра Ярослав Корчевский. Именно он - герой этой публикации.
Сокращение «завпост» - заведующий постановочной частью - досталось театрам в наследство от советской страсти к аббревиатурам. Зрители не знают завпостов в лицо и не несут им цветы на премьерах, но только при их активном участии может родиться по-настоящему качественно собранный спектакль.
В штатном расписании не каждого театра есть позиция завпоста, но обязательно есть тот человек, который сочетает в себе таланты технолога, изобретателя, экономиста и организатора. В первом независимом театре страны ARTиШОКе такая должность называется - технический директор.
Слово Ярославу.
О должности
У меня нет высшего образования. Я окончил колледж по специальности «экономист-бухгалтер». Случайно в театр попал. Я был знаком с Галей и с Вероникой (Галина Пьянова, Вероника Насальская, основатели театра ARTиШОК), мой друг Ваня Беседин когда-то давно познакомил нас. И в какой-то момент мы сидели с Вероникой где-то, и выяснилось, что им нужен был человек, а мне как раз была нужна работа.
У моей должности в театре не было никакого названия. Я пришел решать всякие технические вопросы и вести звук. Это был 2010 год. Мне было 24 года.
Обязанности мои со временем разрослись в силу того, что сам театр разросся. Но по сути они остались даже через много лет теми же самыми: я отвечаю за всю техническую составляющую и частично - за хозяйственную. Если в обычных театрах (государственных) завпосты не занимаются хозяйственными делами, чаще всего, то я здесь – да. В ARTиШОКе же все занимаются всем, поэтому и я занимаюсь всем.
О работе над спектаклем
Подготовка к любому спектаклю начинается с того, что сначала решается в целом вопрос по сценографии, то есть - как все будет организовано, что для этого требуется, какие будут декорации, насколько это возможно реализовать, насколько допустимо при измененной рассадке зала изменить звук, и так далее. Потом это все воплощается. Мы с Антоном (Антон Болкунов, главный художник театра ARTиШОК) иногда что-то специально заказываем, иногда сами делаем.
Что касается звуковой части, то подбираются совместно с режиссером какие-то фонограммы либо композитор пишет звук. Я это все в процессе воспроизвожу. Если дело не касается технической стороны, то я, чаще всего, не сильно влияю на спектакль. Я в творческую составляющую стараюсь не лезть, когда есть кому это делать.
Мой рабочий день может выглядеть по-разному. Хотя редко бывают какие-то «окна», когда мне нечего делать. Чаще всего с утра я еду на базар или еще куда-то купить что-то нужное для театра. Днем работаю в театре, занимаюсь текущими делами до вечера. Вечером, если есть спектакль, работаю на спектакле.
О профессиональном сообществе
Я учился в Москве во Всероссийской школе завпостов, ее организует Союз театральных деятелей России. Завпосты со всей России подают заявки, и их отбирают для участия по конкурсу. Для слушателей в течение трех недель проводится масса мастер-классов, лекций и так далее.
Поскольку это в Москве все происходило, там ситуация сильно отличается от тех театров, которые находятся за пределами столицы, раскиданы по всей стране. Причем отличается как в финансовом плане, так и во многих других. Иногда было интересно, а иногда откровенно понятно, что эта информация никогда не пригодится.
Я там был единственный человек из Казахстана, я туда вообще случайно попал по просьбе Насти (Анастасия Тарасова, управляющий директор театра ARTиШОК), наш театр сотрудничает с СТД РФ, и она попросила, чтобы меня в эту школу взяли. Вообще это чисто российская грантовая программа.
На базе этой театральной мастерской россияне как раз пытаются создать какое-то профессиональное сообщество завпостов. В Казахстане и в Алматы ничего такого нет, мы между собой почти не общаемся, я практически никого не знаю, кроме Алексея Злобина (завпост государственного русского театра драмы имени Лермонтова), с ним у меня хорошие отношения, он нам часто помогает.
О строительстве Большой сцены
В разных театрах все по-разному устроено. Часто в государственных театрах завпосты занимаются еще и различным делопроизводством – то есть ведут документацию по сотрудникам, оборудованию, по закупам, по помещению. Меня это все, слава богу, миновало.
Когда ARTиШОК строил Большую сцену в бывшем ночном клубе, у нас у всех было много работы. Ничего сверхъестественного, все как обычно, за исключением того, что мне приходилось координировать еще массу людей, которые занимаются строительными работами. Ну и закупа, естественно, больше. На базарах жил.
Основные трудности всегда связаны с нехваткой квалифицированных кадров и с их безответственностью. Ты вроде договорился с человеком, что он будет делать эту работу, деньги ему за это платишь, а он может запросто взять и не прийти.
Причем даже не важно, со строительной компанией ты работаешь или рабочими-частниками. Нет ответственности, я часто с этим сталкиваюсь.
О любимых занятиях
Самое приятное в моей работе для меня не совсем связано со спектаклями, то есть не всегда связано. Я люблю что-то делать руками на самом деле. Что-то строить. Я люблю что-то сделать и увидеть конечный результат, то есть готовый объект, или готовую систему коммуникаций, или декорацию, или что-то еще.
Мне приходилось выходить на сцену в качестве актера. Например, в уличном спектакле «Байконур», и это был не первый раз. В перформансе «Кочевники, идите к морю» я также участвовал, были еще какие-то мелкие выходы на сцену. Я не в большом восторге от всего этого, если честно, потому что для меня это стресс как для не-артиста. Но раз уж надо. Раз уж режиссер посчитал нужным, чтобы именно я был внутри, участвовал в спектакле. Почему он так посчитал – я не знаю.
У меня достаточно обширный круг навыков, но я не могу сказать, что я огромный специалист в какой-то из сфер. Просто я знаю отовсюду понемногу.
Работа завпоста – не сложнее, чем любая другая. У каждой профессии свои сложности, и здесь тоже есть свои нюансы.
Хорошо, если человек, который занимает эту должность, имеет какое-то техническое образование. Но бывает и по-другому. Иногда гораздо важнее иметь некий организаторский талант, уметь направлять людей, руководить. Мне особо руководить некем. В ARTиШОКе главный - директор, но у нас обычно коллективно все решается.