Найти в Дзене
Оля ведет в театр

"Не сложнее, чем любая другая работа". Чем занимается завпост театра?

Технический директор театра ARTиШОК Ярослав Корчевский – о нетворческой составляющей театрального процесса и о том, чем завпосты независимых театров отличаются от своих коллег из государственных. Это интервью было записано почти два года назад и, видимо, ждало грандиозного повода для публикации. Повод прогремел: алматинский театр ARTиШОК в конце августа запустит курс для осветителей как часть проекта ТЕАТР КАК ПРОФЕССИЯ. Педагогом курса будет технический директор (завпост - слово все-таки из несколько другой вселенной) театра Ярослав Корчевский. Именно он - герой этой публикации. Сокращение «завпост» - заведующий постановочной частью - досталось театрам в наследство от советской страсти к аббревиатурам. Зрители не знают завпостов в лицо и не несут им цветы на премьерах, но только при их активном участии может родиться по-настоящему качественно собранный спектакль. В штатном расписании не каждого театра есть позиция завпоста, но обязательно есть тот человек, который сочетает в себе та
Оглавление

Технический директор театра ARTиШОК Ярослав Корчевский – о нетворческой составляющей театрального процесса и о том, чем завпосты независимых театров отличаются от своих коллег из государственных.

Ярослав Корчевский. Фото Дианы Балаян
Ярослав Корчевский. Фото Дианы Балаян

Это интервью было записано почти два года назад и, видимо, ждало грандиозного повода для публикации. Повод прогремел: алматинский театр ARTиШОК в конце августа запустит курс для осветителей как часть проекта ТЕАТР КАК ПРОФЕССИЯ.

Педагогом курса будет технический директор (завпост - слово все-таки из несколько другой вселенной) театра Ярослав Корчевский. Именно он - герой этой публикации.

-2

Сокращение «завпост» - заведующий постановочной частью - досталось театрам в наследство от советской страсти к аббревиатурам. Зрители не знают завпостов в лицо и не несут им цветы на премьерах, но только при их активном участии может родиться по-настоящему качественно собранный спектакль.

В штатном расписании не каждого театра есть позиция завпоста, но обязательно есть тот человек, который сочетает в себе таланты технолога, изобретателя, экономиста и организатора. В первом независимом театре страны ARTиШОКе такая должность называется - технический директор.

Слово Ярославу.

О должности

У меня нет высшего образования. Я окончил колледж по специальности «экономист-бухгалтер». Случайно в театр попал. Я был знаком с Галей и с Вероникой (Галина Пьянова, Вероника Насальская, основатели театра ARTиШОК), мой друг Ваня Беседин когда-то давно познакомил нас. И в какой-то момент мы сидели с Вероникой где-то, и выяснилось, что им нужен был человек, а мне как раз была нужна работа.

У моей должности в театре не было никакого названия. Я пришел решать всякие технические вопросы и вести звук. Это был 2010 год. Мне было 24 года.

Обязанности мои со временем разрослись в силу того, что сам театр разросся. Но по сути они остались даже через много лет теми же самыми: я отвечаю за всю техническую составляющую и частично - за хозяйственную. Если в обычных театрах (государственных) завпосты не занимаются хозяйственными делами, чаще всего, то я здесь – да. В ARTиШОКе же все занимаются всем, поэтому и я занимаюсь всем.

О работе над спектаклем

Подготовка к любому спектаклю начинается с того, что сначала решается в целом вопрос по сценографии, то есть - как все будет организовано, что для этого требуется, какие будут декорации, насколько это возможно реализовать, насколько допустимо при измененной рассадке зала изменить звук, и так далее. Потом это все воплощается. Мы с Антоном (Антон Болкунов, главный художник театра ARTиШОК) иногда что-то специально заказываем, иногда сами делаем.

Перед перформансом "Кочевники, идите к морю"
Перед перформансом "Кочевники, идите к морю"

Что касается звуковой части, то подбираются совместно с режиссером какие-то фонограммы либо композитор пишет звук. Я это все в процессе воспроизвожу. Если дело не касается технической стороны, то я, чаще всего, не сильно влияю на спектакль. Я в творческую составляющую стараюсь не лезть, когда есть кому это делать.

Мой рабочий день может выглядеть по-разному. Хотя редко бывают какие-то «окна», когда мне нечего делать. Чаще всего с утра я еду на базар или еще куда-то купить что-то нужное для театра. Днем работаю в театре, занимаюсь текущими делами до вечера. Вечером, если есть спектакль, работаю на спектакле.

О профессиональном сообществе

Я учился в Москве во Всероссийской школе завпостов, ее организует Союз театральных деятелей России. Завпосты со всей России подают заявки, и их отбирают для участия по конкурсу. Для слушателей в течение трех недель проводится масса мастер-классов, лекций и так далее.

Поскольку это в Москве все происходило, там ситуация сильно отличается от тех театров, которые находятся за пределами столицы, раскиданы по всей стране. Причем отличается как в финансовом плане, так и во многих других. Иногда было интересно, а иногда откровенно понятно, что эта информация никогда не пригодится.

Образовательный проект для технических специалистов театров "Театральное ПТУ"
Образовательный проект для технических специалистов театров "Театральное ПТУ"

Я там был единственный человек из Казахстана, я туда вообще случайно попал по просьбе Насти (Анастасия Тарасова, управляющий директор театра ARTиШОК), наш театр сотрудничает с СТД РФ, и она попросила, чтобы меня в эту школу взяли. Вообще это чисто российская грантовая программа.

На базе этой театральной мастерской россияне как раз пытаются создать какое-то профессиональное сообщество завпостов. В Казахстане и в Алматы ничего такого нет, мы между собой почти не общаемся, я практически никого не знаю, кроме Алексея Злобина (завпост государственного русского театра драмы имени Лермонтова), с ним у меня хорошие отношения, он нам часто помогает.

О строительстве Большой сцены

В разных театрах все по-разному устроено. Часто в государственных театрах завпосты занимаются еще и различным делопроизводством – то есть ведут документацию по сотрудникам, оборудованию, по закупам, по помещению. Меня это все, слава богу, миновало.

Работа над декорациями к спектаклю "Байконур"
Работа над декорациями к спектаклю "Байконур"

Когда ARTиШОК строил Большую сцену в бывшем ночном клубе, у нас у всех было много работы. Ничего сверхъестественного, все как обычно, за исключением того, что мне приходилось координировать еще массу людей, которые занимаются строительными работами. Ну и закупа, естественно, больше. На базарах жил.

Основные трудности всегда связаны с нехваткой квалифицированных кадров и с их безответственностью. Ты вроде договорился с человеком, что он будет делать эту работу, деньги ему за это платишь, а он может запросто взять и не прийти.

Причем даже не важно, со строительной компанией ты работаешь или рабочими-частниками. Нет ответственности, я часто с этим сталкиваюсь.

О любимых занятиях

Самое приятное в моей работе для меня не совсем связано со спектаклями, то есть не всегда связано. Я люблю что-то делать руками на самом деле. Что-то строить. Я люблю что-то сделать и увидеть конечный результат, то есть готовый объект, или готовую систему коммуникаций, или декорацию, или что-то еще.

Ярослав в спектакле "Байконур"
Ярослав в спектакле "Байконур"

Мне приходилось выходить на сцену в качестве актера. Например, в уличном спектакле «Байконур», и это был не первый раз. В перформансе «Кочевники, идите к морю» я также участвовал, были еще какие-то мелкие выходы на сцену. Я не в большом восторге от всего этого, если честно, потому что для меня это стресс как для не-артиста. Но раз уж надо. Раз уж режиссер посчитал нужным, чтобы именно я был внутри, участвовал в спектакле. Почему он так посчитал – я не знаю.

У меня достаточно обширный круг навыков, но я не могу сказать, что я огромный специалист в какой-то из сфер. Просто я знаю отовсюду понемногу.

Работа завпоста – не сложнее, чем любая другая. У каждой профессии свои сложности, и здесь тоже есть свои нюансы.

Хорошо, если человек, который занимает эту должность, имеет какое-то техническое образование. Но бывает и по-другому. Иногда гораздо важнее иметь некий организаторский талант, уметь направлять людей, руководить. Мне особо руководить некем. В ARTиШОКе главный - директор, но у нас обычно коллективно все решается.