11 августа 1877 года Асаф Холл обнаружил Деймос – меньший из спутников Марса, а спустя шесть дней и второй спутник – Фобос.
«… они открыли две маленьких звезды или два спутника, обращающихся около Марса, из которых ближайший к Марсу удален от центра этой планеты на расстояние, равное трем ее диаметрам, а более отдаленный находится от нее на расстоянии пяти таких же диаметров. Первый совершает свое обращение в течение десяти часов, а второй в течение двадцати одного с половиной часа…»
Так Джонатан Свифт описал в романе "Путешествия Гулливера" наблюдения спутников Марса искусными астрономами летающего острова Лапута. Роман увидел свет в 1726 году, за 150 лет до настоящего открытия этих небесных тел.
В действительности американский астроном Асаф Холл обнаружил Деймос – меньшую из марсианских лун 11 августа 1877 года, во время великого противостояния Марса. Спустя шесть дней ученый обнаружил и второй спутник – Фобос.
Холл наблюдал Красную планету в Военно-морской обсерватории США с помощью телескопа Элвина Кларка с 66-сантиметровым линзовым объективом. Это был крупнейший на тот момент телескоп-рефрактор в мире.
Американский ученый назвал вновь открытые небесные тела в честь мифологических спутников бога войны в «Илиаде» Гомера. Фобос и Деймос переводятся с древнегреческого как «страх» и «ужас».
Фобос и Деймос вращаются вокруг Марса по слегка эллиптическим орбитам и удаляются от него на максимальные расстояния 9 378 и 23 459 км соответственно, что составляет 2.76 и 6.91 радиуса планеты. Фобос совершает полный оборот за 7 часов 39 минут, Деймос – за 30 часов 18 минут. Как видите, Джонатан Свифт в своей догадке был близок к истине.
Из-за приливного трения спутники всегда повернуты к Марсу одним и тем же полушарием, как и Луна к Земле.
Форма небесных тел далека от сферической и напоминает скорее картофелину, а размеры по космическим меркам невелики.
Если бы Фобос удалось доставить на Землю, то этот спутник Марса уместился бы на большинстве тихоокеанских атоллов: его размеры 18х22 км. Деймос еще меньше: 10х15 км.
Великое противостояние 1877 года подстегнуло интерес к Красной планете. Наряду с открытием спутников астрономы изучали и сам Марс.
В тот год итальянец Скиапарелли открыл «каналы» на поверхности планеты, которые впоследствии будоражили воображение фантастов на протяжении десятилетий. Эти каналы оказались оптической иллюзией, но все-таки, есть ли на Марсе жизнь? В конце XIX и начале XX века этот вопрос стал особенно волновать ученых. Ответ на него до сих пор не найден.
Здесь вы можете почитать еще что-нибудь интересное, пока мы готовим для вас очередной материал.
Ставьте «Like», оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на наш канал "Галактика", если вам понравилась наша статья.