Упрекнули меня тут в комментариях, дескать, нечего про Францию да людовиков всяких писать, изучали бы лучше да рассказывали историю своей страны. «А ведь справедливо!» — подумала я.
Так что этот пост будет про медицину на Руси)
Итак… Одними из первых «русских» лекарей, чьи имена упомянуты в летописях, были Антон Немчина и Леон Жидовин. Первый лечил татарского царевича. Тот после лечения умер, так что незадачливый лекарь был выдан Иваном III его сыну и зарезан «аки овца» под мостом через Москву-реку. Второй — он прибыл из Венеции в Москву в 1490 году — был обезглавлен после столь же неудачного лечения старшего сына Ивана III. Великий князь Иоанн умер в начале марта 1490, так что лекарь Леон в России продержался недолго. От силы – пару-тройку месяцев.
Были еще Марк Грек из Константинополя, лекарь и купец, и Никола Булёв из Рима — врач, писатель и переводчик. Травник «Вертоград здоровья», переведенный Булевым в 1534 году, стал первым на русском языке переводным медицинским трудом.
В это время (в 16 веке) в Европе начинают преподавать лечебную медицину в университетах. И отправиться бы туда студентам за систематическими знаниями, но тут в Москве стала набирать силу концепция: «Москва — третий Рим», «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому — не бывать», — согласно которой не Россия должна перенимать у Запада новшества, а ровно наоборот.
Да и остальная ситуация на Руси развитию наук и искусств не благоприятствовала.
До конца 16 века Русь раздирали междоусобицы. После, когда опричники Ивана Грозного «вывели князей из их уделов» и междоусобицы прекратились, закономерно развился системный кризис: экономический, социально-политический и династический. Кризис этот в начале 17-го века вылился в «Великую смуту».
17 век тоже оказался веком для развития наук… неудобным. Восстания и бунты следовали один за одним: бунт под предводительством И. Болотникова, «соляной» (1648) и «медный» (1662) московские бунты, восстание под предводительством С. Разина (1670—1671), так называемая Хованщина 1682 г.
Только к концу семнадцатого века, когда в Европе уже были созданы первые врачебные общества, когда в университетах вовсю преподавалась "лечебная медицина", когда У. Гарвей разработал учение о кровообращении, а Т. Уиллис заложил первые основы анатомии, физиологии и патологии головного мозга, в России, наконец, возникла историческая возможность развивать науки и искусства. И медицину, соответственно)
Были, впрочем, и недовольные, разумеется.
Протопоп Аввакум, участник влиятельного Кружка ревнителей благочестия, друг и соратник будущего патриарха Московского Никона, также входившего в этот кружок, идеолог и наиболее видный деятель старообрядчества, восклицал горестно: «Ох, бедная Русь! Что это тебе захотелось латинских обычаев и немецких поступков?»
Но, видимо, пришло время Руси Великой из Средневековья шагнуть в Новое время, так что концу 17-го века в медицине на Руси произошли-таки некоторые перемены.
В период с 1613 по 1682 год «на службу в Москву были приглашены 23 иноземных врача (доктора медицины), 17 лекарей (то есть хирургов), 14 аптекарей, —этим исчерпывались дипломированные медицинские кадры и для пользования боярской знати, и для нужд армии».
(В 15 веке иностранных врачей тоже в Россию приглашали, но было их крайне мало: не более двух-трех одновременно).
«Больницы-богадельни существовали лишь при монастырях; одна из них, основанная игуменом Сергием в Радонеже, стала со второй половины 15-го века образцом больничного уклада для монастырских больниц Московского государства. Известен своего рода временный военный госпиталь, созданный гражданскими властями в Смоленске в 1656 г. для оказания помощи раненым в сражениях с польскими и шведскими войсками; к 50-м годам 17-го века относится открытие первой светской больницы-богадельни, принадлежавшей просвещенному боярину Ф. М. Ртищеву, однако крупных гражданских больниц, как в Европе Нового времени, в России тогда не было. При Аптекарском приказе в 1654 г. была основана первая лекарская школа для подготовки войсковых лекарей (хирургов) и костоправов из стрельцов и стрелецких детей; обучение длилось от четырех до шести лет, было подготовлено всего несколько десятков лекарей, и вскоре школа, по мнению большинства исследователей, закрылась: так утонула в неурядицах первая попытка государственной организации отечественного медицинского образования… В 1682 г., по царскому указу, Аптекарский приказ приступил к строительству двух «шпитален» для гражданского населения, где предполагалось не только содержать и лечить больных и немощных, но и обучать медицинскому делу («...и у того дела молодым дохтурам не малая польза в науке своей...»); однако у нас нет достоверных сведений об открытии и деятельности этих учреждений». (Из лекции Казанского государственного медицинского университета. Учебное пособие, лекционный курс)
Справедливости ради надо сказать, что в 11–12 веках медицина на Руси для своего времени была развита очень высоко. Тогда уже делали и чревосечение, и ампутацию конечностей. Роженицам давали и красавку, и опий (в качестве обезболивающих средств).
«Наряду с народной (знахарской) и монастырской медициной были в городах Киевской Руси светские лекари (элементы регламентации их деятельности содержатся еще в «Русской Правде» — сборнике 11 —12-го веков), имевшие специализацию («очные», то есть по лечению глазных болезней, «почечуйные» — по геморрою, «чепучинные» — по венерическим болезням, «кровопуски» — в Новгороде они составляли особое профессиональное объединение, подобное ремесленному цеху, и т. п.), с подготовкой их путем ремесленного ученичества».
Но с тех пор и до 17 века медицина в России практически не развивалась.
Осознание необходимости подготовки отечественных врачебных кадров, как можно видеть из вышеприведенной цитаты, было, но меры для этого приняты не были. Да и не могли.
«В отличие от 11-го — первой половины 13-го века, в конце 13-го — первой половине 15-го века (на Руси — прим. мое) не было светских врачей; тщетно было бы искать в источниках какое-либо упоминание о них, как, разумеется, и о медицинских школах. Считается, что рукописные зелейники 13—14-го веков не дошли до нас, поскольку содержали сведения о лечебных средствах, связанных с языческими верованиями; по причине их «богопротивности» хранение и распространение зелейников преследовалось церковью, было сопряжено с риском обвинения в чародействе. В таких условиях отечественная медицина, если и двигалась, то скорее назад, чем вперед. (Лекция «Медицина в России в 17–18 вв.»)
Так что «основоположником» медицины в России вполне можно назвать Петра I Великого.
продолжение следует
подписывайтесь на мой канал