Самый древний способ поворачивать корабль в нужную сторону заключался в работе вёслами, которые были укреплены в кормовой части. Например, такими вёслами пользовались древние египтяне ещё до нашей эры. Или древние греки на своих триремах.
Более тысячи лет тому назад был придуман корабельный руль. Чтобы управлять большим парусником с помощью такого руля требовались совместные усилия нескольких человек.
В окнце 17 века появился штурвал - колесо с ручками. Через ось штурвала был перекинут канат, идущий к рулю. Одна из схем могла быть такой.
На больших кораблях применялись спаренные или строенные штурвалы.
Дальнейшее развитие кораблестроения и сооружение кораблей-гигантов привело к тому, что руль таких кораблей мог достигать массы в десятки тонн. Человек не мог сдвинуть такой руль и им управляла паровая машина.
С развитием гироскопов и созданием гирокомпасов управление кораблем было передано автоматическим системам - гирорулевому, курсографу, одографу Вилье. Вся работа таких автоматических устройств основана и технически связана с работой гирокомпаса. Правда гирорулевой работает только при ведении корабля постоянным курсом (по прямой). При изменении курса за штурвал должен встать человек.
В следующей статье из этой рубрики расскажу о создании автопилота уже, для самолета.