Как Том Хэнкс из комедийного простака превратился в национального героя? Роль в каком фильме принесла ему первый оскар и какие сцены с ним не увидели зрители этой картины?
Тома Хэнкса можно назвать ключевым актером американского кино. И дело даже не в его популярности, дело в том, что его внешность, его харизма и его герои воплотили на экране все то, что принято называть национальным характером. Однако произошло это далеко не сразу.
30 лет жизни на экране Хэнкс шлифовал на экране амплуа обычного парня: того, кто может быть смешным, а может проявлять неожиданный героизм. Но начинал свою карьеру актер в амплуа комика простака. Раскрыл в нем этот талант режиссер Рон Ховард. В снятой им романтической комедии – «Всплеск» - герой Хэнкса это смешной и наивный юноша, который знакомится с настоящей русалкой. Впоследствии Хэнкс еще не раз сыграет у Ховарда, но уже не простаков: реального астронавта Джима Ловелла в «Апполон 13» и вымышленного профессора Роберта Лэнгдона в трилогии по романам Дэна Брауна «Код Да Винчи», «Ангелы и демоны» и «Инферно».
Но вернемся в 80е… В Мальчишнике актер выступил в образе романтичного жениха, друзья которого закатывают супервечеринку перед свадьбой. В пародийном шпионском фильме «Человек в красном ботинке» герой Хэнкса музыкант-неудачник дурачил одновременно мафию и спецслужбы. Самая же известная ранняя работа комика – фильм «Большой».
В узких комедийных рамках ему очевидно было тесно, и в 1993 году Хэнкс сыграл две роли, которые изменили для него все: во-первых, в мелодраматическом ромкоме «Не спящие в Сиэтле» актер доказал, что его наивная, почти детская органика, вполне уместна в формате любовной истории. Но гораздо важнее оказалась роль в фильме «Филадельфия». Именно в нем Хэнкс сломал амплуа простака и сыграл ВИЧ-позитивного гея, теряющего престижную работу и становящегося изгоем. Это была не просто новая грань – это был важный социальный жест актера. Хэнкс стал первым, кто сыграл такого героя в крупнобюджетном фильме, и получил за эту работу свой первый Оскар.
От этого персонажа до Форреста Гампа, самой известной его роли, один шаг. Дурачок из «Всплеска» и «Большого», аутсайдер из «Филадельфии» они слились в этом фильме в одного национального героя. В обычного парня, в жизни которого отразилась вся история последних десятилетий: президенты, войны, бунты. Неудивительно, что второй подряд Оскар достался Хэнксу за персонажа, в честь которого даже назвали ресторан. До сих пор популярнейшее место у туристов.
А с 1995 года голос Хэнкса это еще и голос простого и славного шерифа Вуди - главного героя «Истории игрушек».
Нагрянувшая слава позволила Тому попробовать себя и в режиссуре. В 1996 году он дебютировал музыкальной комедией – «То, что ты делаешь» - песни для истории вымышленной группы написал сам актер,и, теперь уже, режиссер. Но видимо постановка фильмов Хэнкса не слишком увлекла. В роли режиссера он выступил лишь еще один раз, когда спустя 15 лет снял романтическую комедию – «Ларри Краун».
Зато его увлекает другая сфера творчества – писательская. В 2017 году Хэнкс опубликовал сборник своих рассказов, напечатанных на разных печатных машинках.
Еще один крутой поворот биография и актерская манера Тома совершили, когда актер встретился со Стивеном Спилбергом. Тот подарил ему одну из самых могучих и сложных ролей в «Спасти рядового Райана». Именно Спилбергу мы обязаны тем, что герои Хэнкса стали воплощением национального характера. Наивными и простоватыми, но честнымии прямолинейными и отважными. Теперь образ национального героя был уже неотделимым от актера. В «Зеленой миле» он воплотился в надзирателе-гуманисте, а в «Изгое» в своеобразном Робинзоне двадцатого века. Закрепил же успех фильм «Поймай меня, если сможешь» - следующая работа со Стивеном Спилбергом. Здесь герой Хэнкса пытался постичь умом и здравым смыслом феноменальный талант юного жулика.
Впрочем, окончательно и бесповоротно с первоначальным амплуа актер не порвал. У того же Спилберга актер снова сыграл простодушного парня в «Терминале» и заодно поупражнялся в акцете языков вымышленных стран. Одну же из своих самых значительных ролей «нулевых» Хэнкс сыграл в «Войне Чарли Уилсона», где его герой превращается из денди и тусовщика в борца с коммунизмом и лоббиста военной поддержки Афганистана.
Он вообще умеет перевоплощаться и легко вживается в любой даже самый неожиданный образ. И в последнее время демонстрирует этот талант все чаще, например, в «Облачном атласе», где все сыграли по целому набору разносторонних персонажей. Не составил сложности и один из канонических образов двадцатого века – Хэнкс сыграл самого Уолта Диснея в картине «Спасти мистера Бэнкса». Но на первом плане все равно остается образ отважного и честного парня, все более взрослого зрелого – очередного такого Хэнкс сыграл в «Шпионском мосте» своего режиссера талисмана Стивена Спилберга. Здесь его простак герой познает все ужасы тоталитаризма. А в «Голограмме для короля» такой же персонаж оказывается в незнакомом арабском мире, чтобы также познать его, попутно найдя любовь.
Самую же яркую роль последнего времени актер снова сыграл у Спилберга в «Секретном досье» 2017 года. Это злободневная история про противостояние прессы и власти, про битву за правду и открытость, которую нужно вести несмотря ни на что.
И дело тут не в масштабе таланта, и не в том, как сильно изменилась или не изменилась актерская манера Хэнкса. Дело не в том, что он просто достоверно играет – он сам по себе обычный и честный парень, обыватель, который не ловит звезд с неба. Он умеет смеяться над собой, живой человек, за которым будет интересно смотреть в любом сюжете.