Найти тему

ТАМ ГДЕ БРОДИЛИ МЕДВЕДИ

Оглавление

Почему жители Соликамского района в старину воровали тараканов.

Сегодня те края, где некогда стояла деревня Косолапово,   пользуются успехом у любителей тихой охоты: сосновые боры всегда были кладовою  грибов, в особенности их королей — боровиков.  Старые сосны, «одетые в медь», как  часовые дозорят у огромного холма, на котором еще лет сто назад стояли избы с колыхающимся из труб дымом. Рядом блестящей змейкой скользит речка Боровая, питающая и питающаяся изобилием родников.  Сегодня о том, что когда-то здесь бурлила жизнь напоминает лишь белый конус обелиска с поименным списками косолаповцев погибших в годы Великой Отечественной войны.


Росчерк пера и ты в истории


В начале 16 века на том самом холме, где сегодня возвышается обелиск,  жили первые хозяева этих мест – медведи. Свирепые, не любящие гостей, промышляющие ягодами и зверьками. Когда именно косолапых потеснили люди — неизвестно, факт один в 1659 году здесь уже жила семья. Писец Яхонтов об этом рассказал так: 

«Починок Косолапов на реке Боровой, Гриша Михайлов да сын его Юшко, пашней пять четей в поле, а вдву потомуж, земля средняя, лесу пашенного десять десятин, сена на реке на Каме в Мошеве тридцать копен».

Не прошло ста лет, как починок вырос в деревню. В разные годы Косолапово населяли Решетниковы, Щегловы, Моргашевы, но чаще всего здесь, начиная с 1711 года, произносилась фамилия Корзников.  Известно даже имя прародителя династии – Савва.

Откуда он пришел? - не известно, однако еще в 20 веке придание ходило: 

«Когда-то в деревне Косолаповой было три двора Решетниковых и к ним приехали трое Корзниковых из деревни, которая была поблизости с деревней Ямовой и Корзниковы начали быстро расти, а Решетниковы наоборот сокращаться»  (прим.: из воспоминаний Евдокии  Корзниковой).

Род  Саввы к началу 20 века приумножился, потомки его многое сделали для развития Косолапово. Так, например, Яков Васильевич Корзников в 1907 году сам лично построил здесь новую православную часовню. А помогал ему Митрофан Митрофанович, который покрасил здание внутри и снаружи. Он же купил для часовни три бронзовых колокола.  А Василий Николаевич и Иван Васильевич Корзниковы в начале прошлого столетия славились в округе своим кузнечным ремеслом. Их дело продолжил Максим Васильевич Корзников, который ковал в кузнице до конца существования деревни. Именно они обеспечивали местных жителей и окружающие деревни сохами, телегами и другими важной  в быту утварью.

Ринг: Человек - зверь

Впрочем косолапые окрестности Косолапово   людям без бою не сдавали. Тут и там проскальзывают придания  уроженцев деревни  о случаях, связанных с нашествиями хозяев тайги.


- Медведь порядком беспокоил нашу деревню, - вспоминал в начале 30-х годов 20 века  Егор Терентьевич Корзников. - В августе и сентябре под вечер в лесу, недалеко от деревни, раздавалось жалобное мычание коровы или телки. Косолаповские мужики, услышав этот зов о помощи, спешили на него с ружьями наперевес. Однако не успевали: к тому времени скот был растерзан, а медведь  успевал скрыться.


Как утверждал сторожил «На месте трагедии», не подбирая туши коров с земли, мужики устраивали лабазы (прим: засады) на деревьях и ночи три подряд караулили «косолапого разбойника», но он не появлялся. Но стоило мужикам на ночь оставить свой «пост», как медведь пользовался этим и уносил мясо  жертвы. Наведывался «бурый бандит» и на спелые овсяные  поля, «порядком выминая и обсасывая их». Мужикам приходилось  вооружившись самострелами   охранять клади по ночам, но почуяв «засаду» медведь не появлялся.


Еще страшней было встретиться с грозным зверем один на один.  Некому Алексею Ивановичу посчастливилось выжить, после чего он рассказал землякам следующую историю: было это в первой половине 20 века. Шел он  обычным путем из деревни в уездный город (тогда уже - Соликамск). Дорога тянулась через лес и путь был далек. Вдруг из-за кустов вышла большая мохнатая медведица. Мужчина не будь дураком прыг в яму, и притворился  мертвым, зажмурив веки. До его слуха доносилась тяжелая поступь хозяйки тайги.  Медведица его заметила и… стала бросать в него сучья. Только когда человек оказался погребенным под ветками, она успокоилась и скрылась в лесу.


И все же подобные «курьезы» не влияли на рост населения в Косолапово (в начале прошлого века здесь проживало уже 127 человек), ведь пушнина и дичь — были еще одним преимуществом, окружающих деревню лесов.

Тяжелые  деньги

Не только земледелие, собирательство и кузнечное  ремесло приносили косолаповцам доход, иные занимались  и подсобным заработком. Например, заготовкой дров для солеваров. Благодаря краеведам до наших дней дошли имена 2-х таких лесорубов:   Василий Егорович Решетников и Василий Яковлевич Корзников. По легенде, оба до конца своих дней (1903 г) рубили лес по старинке - топорами, не признавая начавших набирать оборот пил,  славились удальцы недюженной силой.

Есть и печальные истории, свидетельствующие, какой тяжкой ценой было оплачено  производство поваренной соли в Соликамске.  Полтора века назад Евдокия Корзникава рассказывала так:

«С четырнадцатилетнего возраста я пилила дрова для сользаводов… Зимой из дому выходили по темну и возвращались темно … После работы из леса выходили -  одежда на нас мокрая от снега, особенно у меня, в дороге вымокшая юбка замерзла и мерзлая натирала мне голые коленки. Мать хозяина, у которых мы квартировали, была милосердной, заботливой и почти каждый день топила для меня баню, в ней распаривала мои коленки и смазывала их сметаной. Пилили дрова и в Дедюхино (ныне Березники), дрова брали из воды, были они мокрые и тяжелые, грязные и скользкие, все в песке…».

Заготовленные дрова крестьяне на своих лошадях вывозили на берега речки Карел и по Боровице сплавляли их до Усть-Боровой. Дневной нормой рубки считалось – 2 сажени на человека. Другим заработком для населения Косолапово стал выжиг древесного угля для Соликамского винного склада. Для этого вырывались огромные ямы, в которых жглась древесина. Позже, конечно, появился и более простой способ – с помощью специальных печей. Но позволить его себе могли только зажиточные люди, такие как Алексей Григорьевич Корзников, живший в 1 половине 20 века.

И на Этой и на Той

Какой еще полвека назад была  Косолапово? Сегодня можно только предполагать, разглядывая  пышущий зеленью холм,  без намека на жилые строения на нем. И лишь воспоминания сторожил, собранные некогда уроженцем деревни Сергеем Корзниковым, легкими штрихами рисуют  милые сердцу  пастерали.


"Косолапова деревня//
 Находилась у реки, //
У домов  по всей деревне//
Были посажены кусты.//
А когда во время цвета //
 В мае месяце весной//
И вся улица и крыши//
Всё покрыто белизной",

- так поэтично о своей малой родине в прошлом веке вспоминала Татьяна Матвеева (Корзникова). Ей вторят воспоминания Татьяны Корзниковой, которая родилась здесь в 1926 году:

"Косолаповцы возле каждого дома садили и выращивали черемухи по несколько кустов..."

Также она рассказывала: 

"До 1900 года в нашей бывшей деревне Косолаповой дома стояли в огородах, а бани строили возле дороги посреди улицы, видимо потому чтобы лучше носить воду на коромыслах, не грести снега... После 1900 года деревня перестроилась на две улицы. Одна улица называлась "ЭТА", вторая улица называлась "ТА"...  В округе деревни Косолаповой находились сосновые бора с красивыми названиями: Заозерновский бор, Кринкинскийц бор... Каждый крестьянин имел свое любимое место сбора грибов или ягод или заготовку дров. Это, мне кажется, было закреплено за каждым. После организации колхоза такая принадлежность отпала, но названия остались и поныне, хотя деревни Косолапова нет и следов".


Кстати, в дореволюционную бытность  в Косолапово широко отмечался  праздник в честь Владимирской Божьей матери (6 июля), на который приходили жители всех окрестных деревень. В этот день специально из деревни Верх-Боровая приглашался священник.


Из светлого будущего — в никуда


Изначально Косолапова относилась к Чердынскому уезду,  от уездного города ее отделяло 82 версты (87,5 километров)», поэтому после передела российской власти в 1917 года с дальнейшим рождением страны советов деревня была переписана к более близкому -  Соликамску. Революцию косолаповцы приняли с большими надеждами, в 1930-м году совместно с жителями деревн Виноградово - они организовали колхоз, назвав его в духе эпохи «Путь Ленина».  Этот решительный, продиктованный политикой Сталина, шаг оказался чреватым для  частной собственности, все крупное имущество — будь то скот или  кузницы и коровники  - пришлось сдать «в общий котел». Этой судьбы избежала только мельница на реке Боровице, она была уничтожена за 15 лет до этого половодьем.

Через три года в Косолапово построили  колхозные дворы для лошадей и для молочно-товарных ферм. Дополнительный заработок  приносили колхозу  промыслы по выгонке смолы из сосновых пней и дегтя из бересты, для чего возле кузниц в Косолапово появились специальные печи. В 40-х годах сюда дошло чудо цивилизации —  электричество.
Однако колхоз просуществовал не долго. В середине века началась волна укрупнений и собственность «Пути Ленина» плавно перетекла в соседнюю деревню Кокорино, где располагался филиал совхоза «Соликамский», а ближе к концу века «казенное» имущество из Кокорино было вывезено в Тахтуево.


После ликвидации совхоза жизнь в деревни пошла на спад, молодежь переезжала в город, старожилы потихоничку следовали за ней. В  1971 году, после того, как попала в список неперспективных, Косолапово, пережившего и гражданскую и вторую мировую войны, не стало. Группа активистов-уроженцев установила на месте исчезнувшей деревни обелиск  и последующие десятилетия косолаповцы и их потомки собирались возле него в первую субботу июля, чтобы почтить память своих предков.

-2

ЕЩЕ 100 ЛЕТ НАЗАД
* ...жители Соликамского и Чердынского районов радовались появлению рыжих тараканов в своих избах. Они так и говорили: Это к деньгам! Как утверждали старожилы тех лет, «прусаки» разводятся только у состоятельных людей, поэтому их даже воровали у соседей, чтобы привлечь достаток в дом. Но своенравные «усачи» у бедняков не приживались. Если же тараканы все же соизволили остаться, но слишком уж расплодились, то зимним морозным вечером на ночь распахивали все окна и двери, а сами бегом с ночевой к соседям.


* ...как утверждали старожилы, проблему бесплодия некоторые деревенские семьи решали благодаря многодетным землякам. С контрацепцией в крестьянских семьях было туго, поэтому детей в них рождалось более десятка, что было обременительно для бедняков. Поэтому появилась практика отдавать «лишних  новорожденных» своим бездетным соседям.

* … крестьяне широко отмечали церковные праздники. Каждый населенный пункт был ответственным за проведение хоть одного из них, так и приходили целыми деревнями в гости друг у другу.

*… каждая уважающая крестьянка умела варить пиво, главным сырьем была пшеница. Рецепт передавался из поколения в поколение.