Найти тему

Иван Иванович Шишкин бы мной гордился

Оглавление

Однажды на втором курсе моего обучения пришло время познакомиться с очень интересной дисциплиной – офортом (печатная техника, способ гравирования на металле). Знакомились мы с ней долго, сложно, пытались понять ее, в общем, строили взаимоотношения, кстати, до сих пор строим. Если раньше я относилась к офорту на «оно», то сейчас хотя бы могу на «вы» (но до дружбы с ней мне пока еще далеко). Одним из важных этапов моего сближения с этой печатной техникой стало одно из заданий – сделать копию работы художника – офортиста в технике травлённый штрих.

Я искала посложнее работу (как известно серьезные испытания сближают людей, я надеялась, что с офортом это тоже сработает). И нашла – «Дорога в лесу» И. И. Шишкин. Да! Шишкин был еще тем офортистом! Правда картина является изначально не оттиском, а зарисовкой тушь. «Еще лучше» - подумала я – «Превратим зарисовку в офортный оттиск».
"ДОРОГА В ЛЕСУ" 1869! Именно это работу я выбрала для копирования
"ДОРОГА В ЛЕСУ" 1869! Именно это работу я выбрала для копирования

Серьёзные испытания сближают, не знаю, как для печатной техники, но для меня это было действительно … испытание. Раз это способ гравирования на металле, то сначала я перенесла я помощью карандаша рисунок на медь, перед этим специально ее обработав. Переносила я рисунок долго и точно, каждый штришок, каждый, каждый завиток (Шишкин на них скуп не был).

Очень интересно представить, когда великий художник легкой рукой клал «живые» штрихи на зарисовку, думал ли он что какой – нибудь отчаянный студент будет повторять каждый его взмах карандаша, только с дикой сосредоточенностью. Возможно думал, этого мы не узнаем, но одно известно точно - при нем студены копировали его же работы!

Шишкин был не только великим художником, но и отличным преподавателем. В своей преподавательской деятельности. Он изобрел новый способ обучения. В зимнее время года, когда студенты – художники не имели возможности пленэрить (рисовать на природе) - с помощью волшебного фонаря (прожектора) – выводил отфотографрованные оттиски своих офортов на стену в аудитории, которые ученики использовали в качестве натуры.

Интересно, но спустя десятилетия студенты продолжают детально изучать природу благодаря картинам Ивана Ивановича.

После того, как каждый штришок был переведен, я начала гравировать с помощью железной иглы (или же шилом в моем случае).

Первые выгравированные штрихи
Первые выгравированные штрихи

Каждый штрих я процарапывала иглой. Очень аккуратно. Сначала робко действовала. Боялась «напортачить». Работа продвигалась очень медленно. Но после около часов 5 гравирования я наконец – то поняла Шишкинскую манеру и дальше дело пошло.

После многочасоваго гравирования  моно наконец-то прступить к следующему этапу
После многочасоваго гравирования моно наконец-то прступить к следующему этапу

Фух! Когда я закончила гравировать, настало самое интересное время печати. Долгое описание этапов травления (важный этап в печати в технике травленый штрих, когда медную доску держат в растворе хлорного желаеза, в результате чего штрихи углубляются, и при печате в них забивается офортная краска), а так же описание процесса печати я пропущу, а сразу перейду к результату.

Первый неудачный оттиск!
Первый неудачный оттиск!

Первый блин (тьфу! офорт) вышел комом. Зато следующие попытки напчеатать были очень удачными!

Отличный офортный оттиск!
Отличный офортный оттиск!
Попробовала при печати использовать офортную краску другого оттенка.
Попробовала при печати использовать офортную краску другого оттенка.
Фрагмент моей копии!
Фрагмент моей копии!

Вот такой результат у меня получился. Надеюсь, если бы я была его студенткой он бы мной гордился, ну или хотя бы похвалил!