Однажды на втором курсе моего обучения пришло время познакомиться с очень интересной дисциплиной – офортом (печатная техника, способ гравирования на металле). Знакомились мы с ней долго, сложно, пытались понять ее, в общем, строили взаимоотношения, кстати, до сих пор строим. Если раньше я относилась к офорту на «оно», то сейчас хотя бы могу на «вы» (но до дружбы с ней мне пока еще далеко). Одним из важных этапов моего сближения с этой печатной техникой стало одно из заданий – сделать копию работы художника – офортиста в технике травлённый штрих.
Я искала посложнее работу (как известно серьезные испытания сближают людей, я надеялась, что с офортом это тоже сработает). И нашла – «Дорога в лесу» И. И. Шишкин. Да! Шишкин был еще тем офортистом! Правда картина является изначально не оттиском, а зарисовкой тушь. «Еще лучше» - подумала я – «Превратим зарисовку в офортный оттиск».
Серьёзные испытания сближают, не знаю, как для печатной техники, но для меня это было действительно … испытание. Раз это способ гравирования на металле, то сначала я перенесла я помощью карандаша рисунок на медь, перед этим специально ее обработав. Переносила я рисунок долго и точно, каждый штришок, каждый, каждый завиток (Шишкин на них скуп не был).
Очень интересно представить, когда великий художник легкой рукой клал «живые» штрихи на зарисовку, думал ли он что какой – нибудь отчаянный студент будет повторять каждый его взмах карандаша, только с дикой сосредоточенностью. Возможно думал, этого мы не узнаем, но одно известно точно - при нем студены копировали его же работы!
Шишкин был не только великим художником, но и отличным преподавателем. В своей преподавательской деятельности. Он изобрел новый способ обучения. В зимнее время года, когда студенты – художники не имели возможности пленэрить (рисовать на природе) - с помощью волшебного фонаря (прожектора) – выводил отфотографрованные оттиски своих офортов на стену в аудитории, которые ученики использовали в качестве натуры.
Интересно, но спустя десятилетия студенты продолжают детально изучать природу благодаря картинам Ивана Ивановича.
После того, как каждый штришок был переведен, я начала гравировать с помощью железной иглы (или же шилом в моем случае).
Каждый штрих я процарапывала иглой. Очень аккуратно. Сначала робко действовала. Боялась «напортачить». Работа продвигалась очень медленно. Но после около часов 5 гравирования я наконец – то поняла Шишкинскую манеру и дальше дело пошло.
Фух! Когда я закончила гравировать, настало самое интересное время печати. Долгое описание этапов травления (важный этап в печати в технике травленый штрих, когда медную доску держат в растворе хлорного желаеза, в результате чего штрихи углубляются, и при печате в них забивается офортная краска), а так же описание процесса печати я пропущу, а сразу перейду к результату.