Вопрос: какая женщина красивее – смуглая (понимай: жгучая) или белокожая (как мрамор или фарфор)? Правильный ответ: смотря какая женщина.
Оттенок кожи – только часть внешнего облика, такой же, как волосы, губы, нос, шея и то, что ниже. Мужчины обычно рассматривают женщину в комплексе, хотя, безусловно, у каждого есть свои любимые места.
Я сейчас не о всех расах вообще, а только о нас, европеоидных женщинах. По цвету кожи мы весьма разнообразны – у северных народов кожа может быть очень белой, даже слишком бледной, у южанок потемнее.
Оттенки кожи имеют очень поэтичные названия - фарфоровый, слоновая кость, персиково-розовый, золотистый, оливковый, бронзовый.
Определить свой оттенок довольно просто. Посмотрите на свое запястье, там, где видны вены. Если ваши вены синие или фиолетовые, то оттенок вашей кожи холодный. Если зеленые, то у вас теплый цвет кожи. Если вы не можете разобрать, какого цвета ваши вены, то ваш тон нейтральный (оливковый).
Знание собственного тона кожи имеет большое практическое значение, это помогает правильно подбирать макияж. Однако в данной статье речь пойдет не о нём, интересно порассуждать о том, зачем, с какой целью, женщины на протяжении всей истории человечества пытались изменить оттенок своей кожи? Почему мы такие модницы и не ценим того, что нам изначально дано природой?
Взять хотя бы совсем седую старину.
Древний Рим. Жил тогда некто Овидий, знаменитый поэт, который промежду прочих творений написал трактат в стихах «Наука любви», где в первой части учил мужчин приобретать женскую любовь, а во второй, соответственно, наставлял женщин. Как, дескать, привлечь к себе мужчину и потом удержать его рядом до самого конца (его, разумеется). При случае почитайте, убедитесь, что за две тысячи лет нравы не так уж и изменились. Но сейчас не об этом. Мы – все о коже.
Женщины! Вот вам урок: учитесь, как можно заботой
Сделать прекрасней лицо и сохранить красоту.
И далее Овидий сыплет рецептами по уходу за кожей. Если рассмотреть ингредиенты, то станет понятно, что в тамошние времена ценились женщины белокожие, мраморные, чтоб ни единого темного пятнышка. Прям как статуи.
Я думаю, что для реальных женщин, которые представляли собой латинянок и сабинянок (южные европеоиды), отбеливать свою кожу, которая от природы тяготела к золотистым и оливковым тонам, было хлопотным делом. Но ведь отбеливали!
Разводили по рецептам Овидия и прочих знатоков нужные компоненты, накладывали, выдерживали нужное время и становились просто белоснежками всем на загляденье.
В средние века белокожие женщины также оставались в фаворе. Все хотели услышать в свой адрес: «У лилий – белизна твоей руки», ну и т.д. по тексту.
Почему же, несмотря на все многообразие природных оттенков кожи, женщины просто с ума сходили по беломраморному?
Статус, дорогие мои, статус.
В допромышленные века, когда основная часть населения трудилась под открытым небом, и лишь малая часть могла позволить себе проводить время под крышей, белая кожа была признаком социального статуса. Не только у женщин, кстати, но и у мужчин.
Белая кожа означала, что у человека есть средства, ему не нужно гнуть спину в поле, чтобы добыть себе пропитание. Белокожая женщина – это дочь состоятельных родителей или жена богатого человека. Слуги, комфорт, всё такое. Согласитесь, быть белокожей тогда было очень приятно.
А если вдруг фортуна поворачивалась спиной, то… Помните, как Скарлетт О Хара, решила вернуть себе свой мир при помощи платья из бархатных портьер своей матери и перьев, выдранных из петушиного хвоста? Храбрая Скарлетт! Но вспомните, сколько усилий ей пришлось приложить, чтобы вернуть себе цвет лица богатой бездельницы? Хотя на мозолях она прокололась, и Ретт Баттлер её раскусил.
Но мы сейчас не об этом. Мы о коже.
Как и было обещано историками, одна общественная формация сменяла другую, наступил капитализм. Теперь большинство населения работало на фабриках и заводах или в каких-нибудь конторах или магазинах. Не легче, чем в поле, на самом деле. 12-часовой рабочий день, несколько выходных в месяц, во время которых больше тянуло отоспаться, чем гулять на природе. Цвет лица у рабочих и служащих, как вы понимаете, страдал неимоверно.
И по-прежнему, были богатые, те, кому не надо было гнуть спину уже под крышей, а не в поле. Богатые-то как раз могли гулять по полям и лесам сколько вздумается и нагуливать румянец на щеках.
А ещё богатые могли ездить на морские курорты. В 1911 г. в Англии было более ста морских курортов, именно к ним строились лучшие дороги. Сначала все курорты напоминали лечебные заведения, но быстренько переориентировались с терапии на развлечения. Море, пляжи, праздность…
В 1922 году Коко Шанель отдыхала на яхте герцога Вестминстерского и очень загорела. Вроде бы как она сама была недовольна своим видом, но газеты так преподнесли бронзовый цвет её кожи, что стало понятно: загар – это прорыв. Загар – это не у всех, а только у самых-самых.
Именно тогда Коко Законодательница Мод Шанель сделала программное заявление о том, что лицо цвета аспирина – это нездорово и неприятно, а красивая кожа – это загорелая кожа. Кожа, зацелованная солнцем.
И понеслось… То есть, появился новый тренд – загар. И все женщины, невзирая на свои природные оттенки кожи, кинулись становиться бронзовыми.
Загар сделался показателем статуса: я могу позволить себе провести пару недель на курорте, потому что я состоятельна, да ещё я свободна. Начало ХХ века – эра свободы, в мыслях, в одежде, в образе жизни. Философия, однако, и загорелая кожа часть её.
Эта тенденция сильна до сих пор. Вспомните, как приятно вернуться в офис, сверкая новеньким загаром. Особенно в не сезон и бросить небрежно: «Ой, как тут сыро… А как прекрасно было в Доминикане (Коста-Браво, Канарах, вписать нужное)». И все упали.
Ну, а если возможностей добраться в Коста-Браво не хватает, то можно приобрести загар другими путями.
Статус, дорогие мои, статус. И как бы мы ни отрицали того, что мы подвержены влиянию предрассудков, мы ему подвержены. Потому что мы – женщины и хотим быть самыми-самыми.