Был в истории Орды, а значит это коснулось и России, очень талантливый человек и правитель. Звали его Мамай и был он беклярбеком, вторым по значимости человеком в Орде. Может для русского уха название этой должности и сложновато, но для тюркских языков – в самый раз. Беклярбек означало - высокий начальник, управляющий администрацией, часто сочетавший и военную и гражданскую власти.
Так совпало, что талант Мамая как правителя пришелся на сложные для Золотой Орды времена. Есть точное и емкое название происходившего в этом некогда могущественном государстве – «великая замятня». Если попытаться объяснить происходившее, то можно сказать, что в Орде, как и в любом средневековом государстве, начались процессы, связанные с раздробленностью, которые впоследствии приведут её к распаду. Но тогда современники это мало осознавали и, как обычно, связывали всё с волей Божьей, в данном случае с волей Аллаха, и личными качествами правителей.
Итак, Мамай в силу пресечения династии Батуидов и других законных наследников непосредственно в Золотой Орде, много лет находился самолично у кормила власти, а так как сам он не имел возможности занять высшую должность в государстве, то исходя из определенной целесообразности, а по сути, по своей воле, манипулировал правителями. Для понимания обстановки в Орде достаточно сказать, что за 20 лет «замятни» сменилось более двадцати «великих ханов».
Известно почему он сам не мог возглавить государство. Несмотря на весь свой авторитет и талант, Мамай не был чингизидом, а править в Орде могли только потомки великого завоевателя. Неизвестно, было ли у него желание когда-либо всё-таки стать Великим ханом или всё же Мамай осознавал, что легитимности у него как не было, так и не прибавится, даже если он победит всех законных претендентов на престол. А таких было всё больше. И самым опасным был Тохтамыш, довольно стремительно возвысившийся при поддержке Тимура Тамерлана. Именно Тохтамыш, имевший право на власть, стал главным противником Мамая.
Но, к слову, спустя столетия, ничего просто так, отвергать нельзя, и мы не знаем, что было в голове у беклярбека Мамая, второго по важности человека в государстве, если бы вдруг все законные претенденты куда-нибудь бы делись. Ведь перебил же его тесть хан Бердибек всех потомков Батыя, как потенциальных конкурентов, чем, собственно и обеспечил «великую замятню». В истории бывало всякое. Если вспомнить хотя бы историю франков.
Как бы то ни было Мамай вёл самостоятельную политику, надеясь удержаться во власти, сладости которой он хлебнул изрядно, десятилетиями находясь на самом верху принятия решений.
Вопрос о цели похода Мамая на Русь и о Куликовской битве в сентябре 1380 г. является в наше время дискуссионным. И на это есть ряд причин. Но главное всё-таки не в этом. Основной вопрос - зачем он это сделал? Был ли это карательный поход в ордынском стиле за неповиновение некоторых своевольных князей на Руси? Ведь Куликовской битве предшествовали и победа Орды в 1377 г. на реке Пьяне и поражение ордынских войск в 1378 г. на Воже. Можно ли рассматривать все эти события как звенья цепи единой политики? А зачем Мамай заключал союз с Литвой? А для похода нанимал войска в генуэзских владениях в Крыму, в своей вотчине? Не поиски ли это широкой базы союзников.
Ведь известно, что его противник Тохтамыш, был сторонником сложившегося векового традиционного уклада и в порядке престолонаследия и вообще, в жизни ордынского государства, согласно законам «Ясы» Чингис-хана. А так как Мамай своим происхождением и деятельностью выпадал из традиции, то он вполне мог иметь желание поменять порядок вещей. Но для этого ему нужен был успех. И вполне возможно, что мнение многих историков о цели похода войск Мамая на Русь не лишено логики. В случае успеха Мамай получал триумф победителя, признание союзников, любовь и веру подданных, материальные ресурсы, силу и авторитет для продолжения борьбы за власть. Ведь как ни крути, распад единого монгольского государства набирал силу и появлялась возможность стать первым в какой-либо части распадавшейся страны.
Итак, беклярбек Мамай вполне мог на всё это рассчитывать.
Но случилось иное. Перед Ордой уже находились не абсолютно раздробленные русские княжества-государства, а страна, которая уже более полувека копила ресурсы и собирала силы. Да, конечно, не все русские земли, а тем более правители, имели общие интересы. Конечно страх перед большим ордынским нашествием был велик. Но, в целом, события повернулись так, что 8 сентября 1380 г. была одержана полномасштабная победа, вошедшая в «золотой фонд» русской истории. Вопросы и нестыковки, конечно остаются, но как главный итог, наш «герой» был бит, бежал и позже сгинул, не получив вожделенного триумфа победителя.