У плача можно выделить физиологические и психологические основы. В один пост все не вместится, поэтому начну с физиологии. С конца процесса – с после-слезной очистки.
1. Всморки и шмыги
Повторю написанное в прошлом посте – после плача полезно несколько раз:
– глубоко всморкнуть по типу храпа – вакуумируя размоченную мокроту снизу, из дерева бронхов.
– шмыгнуть, преодолевая сопротивление распухшего носа, – вытянуть ее сверху, из глубины пазух носа.
Правильно это делать так – всморкнуть, подождать, когда в бронхи выйдет новая порция, всморкнуть, подождать, всморкнуть.
Полезно это делать и во время плача. Вакуумировать – быстрее и проще, чем ждать, пока реснички эпителия, выстилающего бронхи, проведут мокроту с периферии наверх.
Чем больше свойства мокроты отличаются от здоровых (слой плотней, тяжелей, прилипчивее), тем больший перегруз будут испытывать мышечные волокна в стенке бронха и прилегающей области легкого. Мало ощущаемые по отдельности, но сложенные с миллионами таких же, дают совокупное ощущение нигде не локализованного, но сильного внутреннего напряжения.
Может сопровождаться сильным напряжением затылочных и лобных мышц.
Напряжение снимется после выхода мокроты в носоглотку. Четкая граница заметна иногда при четком выбросе, единовременном "захлебывании" мокротой, вынуждающей закашляться, после чего напряжение снимается.
Признаки плотной, густой мокроты из легких во рту – сухость, "свалявшаяся" слюна.
В горле – ощущения прута, троса, валика, кома, камня.
Напомню, конечная цель действа – для чего все задумано – прийти от внутреннего напряжения, тяжести к облегчению, эйфории.
2. Отжим лица
А точнее – носа и пазух – верхней части "насосного механизма".
После плача или при принятии душа, когда ткани размочены, полезно чистый, смоченный указательный палец руки ввести в противоположную ноздрю, ногтем к носовой перегородке, и подвигать кончиком внутри раз 20.
Сначала ввести вертикально, затем горизонтально, затем повторить в другой ноздре.
При этом можно почувствовать хруст над верхними зубами и/ или под переносицей. Дело в том, что череп – не монолит. Он состоит из отдельных костей, скрепленных между собой фиброзными сшивками. У детей они мягкие и подвижные, чем дальше в возраст - тем заскорузлее. Упражнение механически сжимает-растягивает их, разминает.
Вторым упражнением полезно растянуть рот руками в прямоугольник и мышечным усилием подвигать верхнюю губу вверх-вниз. Довольно быстро вы почувствуете мышечный отказ – ватность, невозможность двигать ей дальше.
Особенно полезно выравнивать нос сверху, сбоку и снизу этими упражнениями, если кончик отклонен в сторону и сопоставление фото левой половины лица с левой, правой с правой показывают ассиметрию спинки носа.
Третье упражнение – на отжим носогубов. Надо с приоткрытым ртом потянуть крыло ноздри (пальцем изнутри) на уголок глаза, второй рукой вдавливая щеку этой половины лица внутрь рта, двигая носовой мышцей, как морща нос.
Польза упражнений повышается, если дополнять/ перемежать их всморками и шмыгами.
3. Пение
Если есть возможность, после плача полезно петь. Не 5 минут, а хотя бы с час.
Слова петь не требуется. Нужна мелодия, следовать за которой легче, вдев наушник.
Звук должен извлекаться не носом (мычанием), а идти из горла через рот. Тогда он будет результатом подачи напряжения на мышечные волокна легких и бронхов. Как, удерживая гантелю в руке, мы подаем напряжение на мышцы руки, так удерживая звук, мы подаем напряжение на мускулатуру нижних дыхательных путей.
Звук должен быть не громким, иначе вы быстро и одномоментно выпустите воздух, а цель – пролонгированное удержание напряжения на мышечных волокнах. Вообще, громкий звук на не соответствующих ему слабых возможностях мускулатуры бронхов и легких – это высокий риск микроразрывов легочного полотна снизу, где сопромат ткани отличается от здорового. Или сверху в самом тонком месте поверхности, по которой идет звук (связок).
В современном эстрадном и классическом вокале понятие мокроты отсутствует как класс. Под термином «распеваться» в лучшем случае понимается разогрев мышц голосового аппарата (диафрагмы, плеврального контура, легких, бронхов, трахеи, гортани, надгортанника, связок, глотки, ротовой полости, носа и пазух). Поэтому эмфизема легких и узлы на связках – проф. заболевания певцов, обладающие непредсказуемостью сваливаться на них из ниоткуда.
Звук – это не только подача мышечного усилия, но еще и колебание ткани с разной частотой.
Материю с сопроматом, отличающимся от здорового, в легких и бронхах при звукоизвлечении сенсорно можно ощущать как кляксу или кусок жвачки. Со слуха – как треск, белый шум, хрип, сип, металлическую стружку в звуке.
Соответственно, и при болезнях легких, бронхов, гортани полезно помимо теплого питья, помогать организму выводить мокроту из легких негромким, пролонгированным звуком. Не деря горло, то есть с подачей очень поверхностного усилия, как бы счищая тонкий верхний слой.
Имеет смысл варьировать исполнителей в наушниках. Каждый по-разному ставит свой певческий инструмент в положение для извлечения звуков, и по разному перегруппирует мышечное полотно при переходах от ноты к ноте. За чем инстинктивно ваш певческий аппарат будет следовать.
Через не дающиеся ноты надо проходить не с увеличением напора (мышечного напряжения), а с уменьшением. Это и есть основная ошибка певцов, почему сорванные связки и эмфизема может подкрасться к ним так внезапно и неконтролируемо. В совокупности, конечно же, с отсутствующей культурой очистки певческого аппарата.
И чтоб два раза не вставать – каждый, кому хочется петь в душе, знайте, это размочив во влажном климате мокроту, организм выводит ее в бронхиальное дерево и наверх на глотку звуковыми колебаниями.