Найти тему

Секреты поэтического мастерства

Куратор Приморского молодежного литературного объединения "ISPRAVLYAY" Денис Штаев специально для начинающих поэтов взял интервью у автора нескольких поэтических книг, члена Союза писателей России, Юрия Петровича Павленко.

- Юрий Петрович, на что на Ваш взгляд в первую очередь должен обратить внимание начинающий поэт?
- На свою позицию, свое мнение, не только в литературе, но и в жизни. А так же на свое развитие. Начинающему автору, прежде всего, не хватает наставника, который сможет направить его талант в нужное русло. В противном случае сам по себе он будет ходить по кругу. Сам когда-то прошел школу литературных студий. Мне с наставником повезло. Обязательно должен быть такой человек, которому вы доверите свои тексты, и прислушаетесь к его мнению. Одно дело, когда ваши стихи читают родители и друзья и другое – компетентный человек с критическим подходом. А если автор хочет выйти на широкую публику, он должен учитывать мнение читателей уже в лице редактора или издателя, которые проводят еще более жесткий отбор.
- Как заставить себя писать?
- Нужно просто писать, потому что вдохновение приходит во время работы. Обычно вдохновляют первые успехи. Достаточно написать одну хорошую строчку и работа пойдет по цепной реакции.
- Как правильно работать над качеством своих текстов, своего творчества?
- Умение редактировать свои произведения - наиважнейший навык. Нужно быть человеком культуры – уважать русский язык. Потому что стих, прежде всего, - это от начала и до конца грамотно написанный текст, продукт творчества, который должен быть готовым, а не сырым. И первоочередная задача здесь – работать с рифмой, НО, при этом, не упуская смысла. Почему? Потому что всегда нужно мыслить сначала широко, а затем фокусироваться на деталях. Следует избавляться от слабой и неблагозвучной рифмы. Расширять словарный запас. Богатый лексикон – прямой успех к нахождению нужной рифмы.
- Какая ошибка наиболее распространена у начинающих авторов?
- Либо неуверенность в себе, либо излишняя самоуверенность. Тут правильнее будет сказать с какой проблемой они чаще сталкиваются.
- С какой?
Процесс написания стихотворения состоит из двух составляющих: горячей и холодной, эмоциональной и разумной, между которыми должно быть равновесие. Любой поэт, не только начинающий, (это главная проблема всех поэтов) начав писать стихотворение, попадает в зону «смысловой турбулентности», когда в угоду рифме искажается смысл или же ради сохранения смысла подбирается слабая рифма, целые строки заполняются «пустыми» словами. Сохранение баланса между тем и другим, преодоление всех этих трудностей и есть поэтическое искусство.
- Допустим, начинающий автор умеет справляться с этими трудностями. И рифма у него богатая, и смыслом стихи насыщены, и ритм там есть, и размер, а тема – скучная, никому не интересная. Что ему делать в таком случае?
- Поэт должен создавать для себя "самозаказ", знать, что получит в итоге. Писать через самоассоциации, то есть брать темы из личного опыта. Однако, не все явления нашей действительности могут лечь в основу произведения. Тут нужно особое чутье, умение находить лирическое среди обыденного. Нужно всегда быть в этом поиске. Искать поэтическую перспективу. На сложные темы и явления нужно находить иносказательные образы и краски, а не писать в лоб. Находить аналогии в других образах и явлениях. Попробовать рассказать прозаический сюжет языком поэзии и тогда получатся сюжетные стихи. Образ даже не сюжетных, а предметных стихов всегда предстает первоначально в прозе. Любое стихотворение начинается в прозаическом виде. И это не препятствие, а наоборот тот старт, который должен быть перед началом написания стиха – предварительное размышление, подготовка, развитие образа. Учиться никогда не поздно. Поэзия не терпит застоя, потому что поэзия – это молодость литературы.

© Денис Штаев

© Литературное объединение "ISPRAVLYAY"