Безобидный пранк, придуманный Темой Лебедевым, скандальным дизайнером из Москвы, стал поводом для сотен заголовков СМИ и постов в социальных сетях. Мы могли наглядно убедиться в том, что информация, поданная под правильным углом, может быть воспринята людьми совершенно иначе, с другим, нежели изначальный, смыслом.
Итак, как все началось: Тема Лебедев уехал в Европу на 10 дней. Обычный отпуск, на этот раз поданный под другим углом. На ютубе Лебедев записал пранк, использовав набор типичных аргументов, которые в ходу у оппозиции.
Технология вброса, если ее разобрать по деталям, выглядит так:
- приводится абстрактная привязка к местности ("я дошел до Атлантического океана, дальше только вода" = "мы находимся в самом центре Зимбабве, поэтому наше сообщение особенно важно");
- сообщается факт, без уточнения деталей ("я уехал в Европу" - чистая правда, часть про возвращение намеренно опускается)
- добавляется пассаж про непростое время в России
- делается отсылка к неким «они» (кто-то плохой), которые противопоставляются не менее абстрактному «мы» (кто-то хороший)
- добавляется политический лозунг из разряда наиболее абстрактных, без особой конкретики («за все хорошее против всего плохого»)
- в конце обязательно добавляется, что видео нельзя было снять на территории России (по «понятным причинам», разумеется) и намек на пристальное внимание спецслужб.
Все! Это полный рецепт, который сейчас, увы, используется очень и очень часто. Рецепт противоядия также прост: включайте голову, друзья. Она нам дана все-таки не только для того, чтобы носить шапку и регулярно в нее кушать.