Вторая часть грандиозной психоделики
«Солнцестояние» — вторая полнометражная работа Ари Астера. Признаюсь честно, я ещё не до конца отошёл и переварил прошлогодний дебют американского режиссёра. Поход на новый фильм казался мазохистской авантюрой, но всепоглощающее любопытство победило.
Сэтап сюжета делится на две части. Одна демонстрирует зрителю главную героиню Дэни, в исполнении Флоренс Пью. Надеяться на ее духовное здоровье не приходится. Приём рецептурных успокоительных, а затем тяжелая утрата расшатывают и без того нестабильное состояние персонажа. В дополнение к этому гремучему коктейлю идут натянутые отношения с парнем, который по молодости ищет развязных, а не побитых судьбой девушек. Первые десять минут фильма уделены Дэни неспроста, ведь нестабильность героини задаст темп и манеру повествования картины.
Вторая часть завязки определяет место событий фильма. Небольшая компания американских студентов этнографов отправляется в Швецию на девятидневный праздник солнцестояния. Звучит более чем интересно для культуроведов, которым улыбается удача. Мало того, что фестиваль проходит раз в девяносто лет, и им посчастливилось учиться в нужное время, так ещё и один из группы родом из коммуны, которая рада гостям на торжестве.
Режиссёр, разряжая обстановку в живом тактильном фильме, не забывает о юморе и насущных темах. Американские студенты канонично показаны неуважительными туристами, ни во что не ставящими традиции, быт и обычаи других культур. Заводила Марк, в исполнении Уилла Поултера, пускается во все тяжкие, максимально выбиваясь из тихого таинственного порядка коммуны Хорги. Хорошо, что “Солнцестояние” не стало кровавым «Евротуром», а компания типичных шалопаев отлично подошла для становления главной героини.
С идеей фильма так же сложно определиться, как и высидеть 147 минут неподготовленному зрителю. Про второе совсем не шутка, ибо пара зевак действительно не выдержали и сдались за несколько минут до развязки. Демонстрация жуткого симбиоза язычества и оккультизма? Предостережение от поездок в шведскую глубинку в неизвестную коммуну под аккомпанемент местных эйфоретиков?
Экскурс в психологию по теме нестабильности человеческой психики на фоне тяжелых потрясений и нетривиального фестиваля? Сложно дать четкий ответ, но есть вариант, который кажется приближенным к истине.
За осязаемостью мира и апатией главной героини проглядывается классический сюжет ужастиков, в котором жертва терпит унижения, издевательства и удары судьбы, а затем мстят обидчикам. Ари Астер позволяет вершить правосудие главной героине, вдобавок разрешив присоединиться к условному «злу». Смерть и неразбериха — хэппи-энд, который заслужили зрители «Солнцестояния».
Становление главной героини даёт впечатление того, что происходящее на экране — сон, и не более. Количество необъяснимых ритуалов и обрядов, условия жизни и вид поселения, допотопный социальный строй и общение внутри коммуны. Все фальшиво и нереально, но не только смыслом, но и формой.
К чему привык каждый, смотря хоррор, триллер или любой напряженный фильм? Темные цвета, пугающая музыка, резкие кадры и неожиданные вопли. Ари Астер подошёл к вопросу атмосферы триллера с другой стороны поставив меня в тупик дважды. Первый раз как зрителя, которому ужастик как поход на стэндап, привет отключённой эмпатии. Второй как рецензенту, который не сталкивался с пугающей яркостью.
Астер вновь работает с оператором Павлом Погорзельским, и снова этот дуэт показывает зрителю невероятный визуал. Фильм утопает в солнечных лучах и скандинавских мелодиях. Все залито светом и доступно для наблюдения, но не стоит радоваться. Режиссёр не скрывает монстров своей работы – весь страх и ужас буквально светится на шведских лужайках. Классические сумрачные тона и многокомнытные дома из хорроров как-то прячут зрителя от кошмара, и наоборот, но здесь иначе. Помимо игры со светом обратите внимание на шикарное совмещение крупных и общих планов, длинных и статических сцен. Моменты с перевёрнутыми кадрами и подмененными локациями восхищают. Картинка — сплошное удовольствие.
Напряжение настолько осязаемо и многогранно, что каждый зритель будет испытывать разный спектр эмоций. В ярком фильме не спрячешься от трагизма. Одним будет неловко из-за смертей и неминуемой участи каждого персонажа, другим из-за иступляющих обрядов и ритуалов, остальных дурманит неосязаемое чувство тонкой, циничной и изобретательной картины.
Исчезающие туристы подогревают интригу к судьбе главной героини. Кульминационный танец майской королевы кружит голову и без того шокированного зрителя, а финальная сцена жертвоприношения не даёт сделать жизненно необходимый глоток воздуха, а бьет под дых и оставляет в нокауте.
Если вам хотелось пригласить вторую половинку на легкий ужастик для классического совместно оханья и объятий, то подумайте дважды. Не напоминают ли ваши отношения абьюзивный треш и не планируете ли вы поездку в Европу?