Мы - не молодой финн Райво, да и охотиться мы не будем. Впрочем, Райво тоже не охотился. Сегодня мы понаблюдаем за СНГ-киберспортом. Отсылка на горячо любимый многими фильм неслучайна: российский киберспорт обладает рядом особенностей. Может, охота - и не охота вовсе?
Есть у нас одна интересная тенденция. Она незаметна с первого взгляда. Я сам очень давно слежу за компьютерным спортом, но осознание этой тенденции пришло ко мне совсем недавно, но об этом позже. Сейчас мы заострим внимание на дисциплинах, за которыми я наблюдал больше всего: Dota 2, League of Legends и Overwatch.
Взглянем на историю команд из СНГ в каждой из дисциплин.
Dota 2
У самых истоков Dota 2 стоит первый The International и его победители - Natus Vincere. Команда, которую боялись. Противники не понимали, чего можно ожидать от Na`Vi, потому что сами Na`Vi не всегда знали что они делают. Они просто прокатились смертельным снежным комом по всему турниру. Легко и навеселе. Противники не были готовы.
The International породил монстра, который доминировал на мировой киберспортивной сцене целых два года. Конкуренция была крайне слабой. У украинского коллектива просто не было постоянного достойного соперника. Да, они проиграли IG в финале The International 2. Но это игра, в ней что угодно может случиться. Na`Vi были если не лучшей командой мира, то точно входили в первую тройку. Так было до 2013 года и The Alliance. Но сейчас не об этом.
Dota 2 набирала популярность по всему миру. Призовые фонды росли. Киберспортивные организации начали присматриваться к дисциплине. Гиганты индустрии, вроде Evil Geniuses, скупали составы. Алекс Гарфилд, генеральный директор EG, до сих пор владеет и непосредственно составом EG, и The Alliance. Обе команды стали чемпионами.
Конкуренция ужесточалась с огромной скоростью. Natus Vincere, в конце концов, стали сдавать свои позиции. Финал TI 4 обошёлся без них - они заняли 7-8 место. Наступил упадок СНГ-Доты.
До появления состава Virtus.Pro во главе с Алексеем Березиным, команды из СНГ редко выбивались в финалисты крупных турниров.
League Of Legends
В 2011 году League Of Legends была очень молодой игрой. Она претерпевала значительные изменения практически с каждым патчем. Как таковая "мета" ещё не была сформирована. Игра была совсем не такой, какой мы знаем её сейчас.
Стратегия почти каждой из команд заключалась в очень осторожном фарме - агрессивно играли единицы. Да и те чаще всего проигрывали.
Moscow Five полностью решили эту проблему. Ребята "придумали" так называемый "приоритет линии" - более сильная по отношению к противнику позиция. В League Of Legends запушивание линии - очень тонкий процесс. Он делает агрессора уязвимым для нападения вражеского лесника. С другой стороны, быть запушенным - значит быть вынужденным добивать крипов под вышкой. Значит, пропадает возможность перемещаться с линии на помощь своему леснику.
Это был ключ к успешной агрессивной игре. M5 набирали сильных в ранней игре и хорошо толкающих линию чемпионов, в то время как их лесник был полностью свободен перемещаться по карте. Чистить вражеские леса, "нырять" под башни, что угодно. И при этом он всегда был уверен что партнеры его поддержат - противники-то под башнями. Попытаются помешать - потеряют золото и опыт. М5 "изобрели" современную Лигу Легенд.
Moscow Five быстро снискали славу одной из лучших в мире команд. Что было ещё более удивительно: они никогда не испытывали проблем с корейцами. Корейский киберспорт уже тогда славился своим масштабом и высочайшим уровнем мастерства игроков. На Чемпионате Мира ребята заняли 3-4 место, уступив в полуфинале будущим чемпионам Taipei Assassins, которым не было равных.
Затем за владельцем организации пришли злые ФБР, и Moscow Five перестали существовать. Состав перешёл под знамёна Gambit Esports и выступал в европейской лиге. Последним знаменательным достижением состава станет первое место на Intel Extreme Masters Season VII Katowice.
Overwatch
В 2016 году появилась очередная дисциплина. Blizzard Entertainment проводили Blizzcon, во время которого прошёл Чемпионат Мира по Overwatch. Формат турнира был (и остаётся по сей день) достаточно интересным. В качестве команд-участников были сборные разных стран, а не команды организаций. Сборная России попала на этот турнир. И не просто попала, а заняла второе место. Правда, уступив без шансов сборной Южной Кореи. Многие издания отмечали, что к турниру не надо относиться серьёзно: команды формировались голосованиями. Однако, результат есть результат. Сборная Южной Кореи оказалась самой сильной. Однако вице-чемпионство нашей сборной стало своего рода сенсацией.
2017 год был не радужным. Наша сборная вообще не прошла на чемпионат. В 2018 году Россия смогла попасть только в 24-ку лучших команд мира. Никаких хоть сколько-нибудь достойных результатов. В Overwatch League так вообще нет российских команд. В 2019 году Россия по результатам голосования оказалась на 9 месте. Blizzkon впереди.
Так к чему всё это?
А вот к чему. Та самая интересная тенденция: СНГ-киберспорт хорош только в молодых дисциплинах. Там, где нет конкуренции. Когда можно побеждать талантом, а не усердным трудом. Природная изобретательность нашего человека - черта крайне ненадежная. Зарубежные команды своим трудом способны синтезировать более выигрышные стратегии. Они просто сильнее.
В чём же корень проблемы? Почему тогда текущий состав Virtus.Pro по Dota 2 так хорош? Чем они "не СНГ"?
Зло не кроется в чём-то конкретном. Менталитет, отношение к тренировкам, подготовка команд к событиям и турнирам. Финансовые возможности организаций, неправильный подход организаций к управлению своими составами. Virtus.Pro обладают финансовой мощью Алишера Усманова. Сами ребята очень мотивированы. Большинство из них ненавидят проигрывать. Помимо прочего, внутри команды царит дружеская, практически братская атмосфера. В то время как в Natus Vincere, например, игроки относятся друг к другу как к коллегам.
Наш киберспорт ориентирован на рентабельность. Состав приносит трафик - всё отлично. Спонсоры есть? Ещё лучше! Результат? Ну...
Культура профессиональной игры у нас отстала от остального мира. Корея, Америка, Европа и Китай уже очень сильны. Как нам их догнать? Чтобы нагнать лидеров, надо прилагать усилия. Темп должен быть огромным. Они уже впереди, и они двигаются вперед. А мы где-то сзади, да и двигаемся как-то неохотно. Одними Virtus.Pro индустрию не поднимешь. Хотя они, бесспорно, большие молодцы.
Пропадает очень много талантов. Печально всё это.