Восторг А.В. Суворова по поводу его принадлежности к русской нации разделяли и разделяют далеко не все. И повелось это очень давно.
В своей работе «Черная легенда: историко-психологический этюд» известный ученый Л.Н. Гумилев пишет: «… Каждого русского человека, знакомого с историей международных отношений за последние триста лет, неизменно приводило в изумление то отношение к России, которое в странах Западной Европы считалось вполне естественным и даже единственно возможным: недоброжелательное и несколько пренебрежительное <…> причем очень давно: со времен Ивана Грозного и Алексея Михайловича…».
«… Считалось, что азиатская степь, которую некоторые начинали от Венгрии, другие – от России, – обиталище дикости, варварства, свирепых нравов и ханского произвола. Взгляды эти были закреплены авторами XVIII в., создателями универсальных концепций истории, философии, морали и политики…».
Дикари, варвары, рабы – такой ярлык был приклеен жителям России. Пара цитат из «Записок о Московии» Сигизмунда Герберштейна: «… Этот народ находит больше удовольствия в рабстве, чем в свободе…». «… Трудно понять, то ли народ по своей грубости нуждается в государе-тиране, то ли от тирании государя сам народ становится таким грубым, бесчувственным и жестоким…». Герберштейн был в России при Василии III, а «Записки …» были опубликованы в 1549 г., когда страной управлял уже Иван IV.
Ему вторит побывавший в нашей стране при Михаиле Федоровиче Романове Адам Олеарий в «Описании путешествия голштинского посольства в Московию и Персию»: «…Натура их такова, как умный Аристотель говорит о варварах, а именно, что «они не могут и не должны жить в лучших условиях, как в рабстве». К ним подходит и то, что сказано писателем о малоазиатском народе, называемом ионянами и ведущем происхождение от греков, а именно, что они «плохи на свободе, хороши в рабстве».
На противопоставлении западных «вольностей» и русского закрепощения был выстроен корпус взаимоотношений Запад-Россия. Ну не могут западники и прозападники понять, что система отношений власть-народ не строилась исключительно на поголовной тирании и повсеместном попирании прав. Как написал академик Н.Н. Покровский в предисловии к книге «Государь всея Руси» Ю.Г. Алексеева: «… система власти базировалась не на единственном понятии «государство», а на двух понятиях – «государство» и «общество», на продуманной системе не только прямых, но и обратных связей между ними». И далее: «… С созданием единого Русского государства оформлялся его центральный и местный аппарат власти, но параллельно шла и фиксация прав сословно-представительных учреждений, сначала на местах, а затем и в центре».
Правителю страны с низкой плотностью населения, живущей в сложных климатических условиях, с частыми неурожаями, воевавшей на несколько фронтов, требующих постоянных мобилизаций, невозможно было бы удержаться никаким репрессивным аппаратом, не будь этой «продуманной системы связей».
Русское государство окружали недружественные страны, не понимавшие и не принимавшие систему его ценностей, стремившиеся если его не поработить, то подчинить, и, что не менее важно, насадить другую веру. И только под руку сильного государя могли встать представители разных сословий – от князей до холопов.
Давайте дадим слово самому Ивану Грозному, которого определенные круги считают самым главным тираном среди всех, когда-либо управлявших страной. В 1-ом Послании Курбскому он пишет: «… а в военных делах [ты] ничего не понимаешь, если хочешь УТВЕРДИТЬ ХРАБРОСТЬ НА САМОВОЛЬСТВЕ И МЕЖДОУСОБНЫХ БРАНЯХ». Отвечая на похвальбу Курбского по поводу взятия Казани, царь отмечает: «ЛИШЬ ТЕ ВОИНЫ ДОСТОЙНЫ ПОХВАЛЫ, КОТОРЫЕ ВОЮЮТ ПО СОБСТВЕННОМУ ПОБУЖДЕНИЮ, С ОХОТОЙ». И таковых воинов в армии первого русского царя было немало. Не перевелись желающие отстаивать независимость страны и до сих пор. Так что: «Мы русские – какой восторг!»
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.