Найти тему

«Мы русские ...» Восторг ли это?

Фрагмент гравюры "Русское посольство к императору Максимилиану II...". !576 г.
Фрагмент гравюры "Русское посольство к императору Максимилиану II...". !576 г.

Восторг А.В. Суворова по поводу его принадлежности к русской нации разделяли и разделяют далеко не все. И повелось это очень давно.

В своей работе «Черная легенда: историко-психологический этюд» известный ученый Л.Н. Гумилев пишет: «… Каждого русского человека, знакомого с историей международных отношений за последние триста лет, неизменно приводило в изумление то отношение к России, которое в странах Западной Европы считалось вполне естественным и даже единственно возможным: недоброжелательное и несколько пренебрежительное <…> причем очень давно: со времен Ивана Грозного и Алексея Михайловича…».

«… Считалось, что азиатская степь, которую некоторые начинали от Венгрии, другие – от России, – обиталище дикости, варварства, свирепых нравов и ханского произвола. Взгляды эти были закреплены авторами XVIII в., создателями универсальных концепций истории, философии, морали и политики…».

Дикари, варвары, рабы – такой ярлык был приклеен жителям России. Пара цитат из «Записок о Московии» Сигизмунда Герберштейна: «… Этот народ находит больше удовольствия в рабстве, чем в свободе…». «… Трудно понять, то ли народ по своей грубости нуждается в государе-тиране, то ли от тирании государя сам народ становится таким грубым, бесчувственным и жестоким…». Герберштейн был в России при Василии III, а «Записки …» были опубликованы в 1549 г., когда страной управлял уже Иван IV.

Герберштейн во время путешествия по России. С редчайшего офорта Гиршфогеля, 1546 г., из собрания П. Я. Дашкова
Герберштейн во время путешествия по России. С редчайшего офорта Гиршфогеля, 1546 г., из собрания П. Я. Дашкова

Ему вторит побывавший в нашей стране при Михаиле Федоровиче Романове Адам Олеарий в «Описании путешествия голштинского посольства в Московию и Персию»: «…Натура их такова, как умный Аристотель говорит о варварах, а именно, что «они не могут и не должны жить в лучших условиях, как в рабстве». К ним подходит и то, что сказано писателем о малоазиатском народе, называемом ионянами и ведущем происхождение от греков, а именно, что они «плохи на свободе, хороши в рабстве».

Костюмы.  Адам Олеарий. "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно".
Костюмы. Адам Олеарий. "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно".

На противопоставлении западных «вольностей» и русского закрепощения был выстроен корпус взаимоотношений Запад-Россия. Ну не могут западники и прозападники понять, что система отношений власть-народ не строилась исключительно на поголовной тирании и повсеместном попирании прав. Как написал академик Н.Н. Покровский в предисловии к книге «Государь всея Руси» Ю.Г. Алексеева: «… система власти базировалась не на единственном понятии «государство», а на двух понятиях – «государство» и «общество», на продуманной системе не только прямых, но и обратных связей между ними». И далее: «… С созданием единого Русского государства оформлялся его центральный и местный аппарат власти, но параллельно шла и фиксация прав сословно-представительных учреждений, сначала на местах, а затем и в центре».

Крестьяне. Гравюра из книги А. Олеария. 1656 г.
Крестьяне. Гравюра из книги А. Олеария. 1656 г.

Правителю страны с низкой плотностью населения, живущей в сложных климатических условиях, с частыми неурожаями, воевавшей на несколько фронтов, требующих постоянных мобилизаций, невозможно было бы удержаться никаким репрессивным аппаратом, не будь этой «продуманной системы связей».

Русское государство окружали недружественные страны, не понимавшие и не принимавшие систему его ценностей, стремившиеся если его не поработить, то подчинить, и, что не менее важно, насадить другую веру. И только под руку сильного государя могли встать представители разных сословий – от князей до холопов.

Вооружение русских всадников. Из немецкого издания "Московии" Герберштейна, 1557 г.
Вооружение русских всадников. Из немецкого издания "Московии" Герберштейна, 1557 г.

Давайте дадим слово самому Ивану Грозному, которого определенные круги считают самым главным тираном среди всех, когда-либо управлявших страной. В 1-ом Послании Курбскому он пишет: «… а в военных делах [ты] ничего не понимаешь, если хочешь УТВЕРДИТЬ ХРАБРОСТЬ НА САМОВОЛЬСТВЕ И МЕЖДОУСОБНЫХ БРАНЯХ». Отвечая на похвальбу Курбского по поводу взятия Казани, царь отмечает: «ЛИШЬ ТЕ ВОИНЫ ДОСТОЙНЫ ПОХВАЛЫ, КОТОРЫЕ ВОЮЮТ ПО СОБСТВЕННОМУ ПОБУЖДЕНИЮ, С ОХОТОЙ». И таковых воинов в армии первого русского царя было немало. Не перевелись желающие отстаивать независимость страны и до сих пор. Так что: «Мы русские – какой восторг!»

Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.

Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц