Беспрецедентный в истории России случай, когда население целого города – Киселевска Кемеровской области – запросило убежища в Канаде, показал, что экологические проблемы российской глубинки могут вырастать в политические да еще и международного масштаба.
Хотя власти Кузбасса и обещают отселить киселевцев из зоны бедствия, сами жители понимают интуитивно, что спасение утопающих в этой стране – задача самих утопающих.
Киселевцы распродают жилье именно в панике: купить целый кирпичный дом с приусадебным участком 6,5 соток в этом городе можно по цене ржавой “Лады”.
Такое внимание к проблемам Киселевска оказалось привлечено именно из-за экстраординарного поступка его жителей. Однако в десятках других городов России, население которых не додумалось просить убежища в других странах, ситуация с экологией ничуть не лучше, а порой, хуже, чем в Киселевске.
И это не только относительно малые города (Дзержинск, Красноуральск, Березники), но и города-миллионики (Волгоград, Красноярск, Ростов-на-Дону, Челябинск) – переселить которые хоть в Канаду, хоть в Австралию будет никак невозможно.
Москва за счет своей огромной территории (в которую включены и природные парки вроде Лосиного Острова) “размазывает” экологические показатели до приемлемых уровней, но если брать ситуацию отдельно по районам, то, к примеру, в Капотне она мало отличается в лучшую сторону от любого из вышеперечисленных городов.
По сути, в этот список можно включить любые города с предприятиями алюминиевой промышленности и черной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, добычи и транспортировки нефтепродуктов, а также топливно-энергетического комплекса.
СНЕГ.TV нашел объявление неслыханной щедрости (или крайнего отчаяния): двухкомнатную квартиру в Норильске (Красноярский край) хозяева готовы отдать всего за 110 тысяч рублей. По сути, это обмен квартиры на авиабилеты “на материк” для проживающей там семьи.
Предельно допустимая бюрократия
Понимая, что решить проблему окружающей среды при жизни нынешнего поколения не получится, власти России пытаются действовать наименее затратным способом: самовнушением и бюрократическими уловками.
Ранее в этом году Роспотребнадзор и федеральная СЭС одним росчерком пера “улучшили экологию” в местах проживания миллионов россиян: в 60 (шестьдесят!!!) раз повысив предельно допустимые концентрации вредных веществ (ПДК).
Одновременно решением этих ведомств в список отравляющих веществ, выбросы которых теперь разрешено считать «безопасными», вошли формальдегиды, двуокись азота и метилмеркаптан.
В результате такого смелого решения число россиян, проживающих в местностях, считающихся экологически неблагополучными, сократилось с 50 до 20 миллионов за одну ночь.
То, что сделали РПН и СЭС – это ведомственное самоуправство и хулиганство, считает директор Всероссийского института природы Андрей Пешков.
Если без экивоков, то это – преступление. Я не употребляю это слово только потому, что не существует какого-либо федерального закона, который бы определял порядок ужесточения или, напротив, смягчения экологических требований по ПДК,– сказал он.
Российские «природоохранные» власти идут в прямо противоположном направлении к тому, по которому идет весь цивилизованный мир, где экологические нормы постоянно ужесточаются.
В России же по сравнению с 1999 годом предельно допустимые концентрации ядовитых веществ в воде, почве, воздухе и, как следствие, в продуктах питания выросли в 660 (!!!) раз.
Было бы очень правильно, если бы этими „новациями“ занялась прокуратура или хотя бы Минздрав, – потому что я голову даю на отсечение, что никаких исследований, которые обосновывали бы возможность повышения ПДК в таких масштабах, не проводилось – просто потому, что это невозможно обосновать, если только это не проплаченный заказ,– полагает эколог.
По его мнению, чиновники названных ведомств, по сути, подписали приговоры не только тем 30 миллионам россиян, которых они своей бумажкой оставили за «чертой оседлости», но и своим собственным потомкам. Если, конечно, дети и внуки инициаторов этих норм не проживают в благополучных районах России или вообще за ее пределами.
Бесплодные усилия
Проблема плохой экологии напрямую влияет и на демографическую проблему, указывают эксперты – хотя, казалось бы, какая между ними связь.
Оказывается, длительное проживание на территории с повышенным загрязнением окружающей среды приводит к бесплодию у мужчин (а учитывая, что большинство таких мужчин работает именно на этих вредных производствах, эффект получается кумулятивным).
Врачи подсчитали, что повышение массы загрязняющих частиц на 5 микрограммов на каждый кубический метр воздуха ухудшает свойства спермы на 1,3%.
Хотя это исследование было проведено в Китае, фертильность мужчин от национальности никак не зависит, говорит врач-уролог и андролог Владимир Степанов.
Что нижняя граница спермограммы непрерывно снижается – это научный факт. И для специалистов по репродуктивному здоровью каждый процент снижения качества спермы – это серьезная потеря. Если так дело пойдет и дальше – а оно, судя по всему, именно так и пойдет, – то через несколько поколений мужское бесплодие станет не болезнью, а печальной нормой,– предполагает он.