Найти в Дзене

Психология алкоголизма в советских комедиях

Что и говорить, распитие спиртного играет значительную роль в советских фильмах. Это справедливо в отношении кинокартин и Э. Рязанова, и Л. Гайдая, и Г. Данелии. Но не будем упрекать знаменитые комедии в пропаганде алкоголизма - ведь, в конечном счете, от самого зрителя зависит то, как он воспримет увиденное на экране. Задумаемся вот о чем: советские фильмы дают богатый материал о психологии алкоголизма.

Мотивация

Чтобы приступить к выпивке, необходимо обоснование. Эту роль играют тосты, в том числе "за здоровье":

Важный момент: как заставляют выпить. Любителю алкоголя нужен собутыльник, ведь одному пить неудобно, нужна компания. Отсюда нехитрая манипуляция:

- Ты меня уважаешь?
- Ну что вы Иван Васильевич...
- Тогда пей!

(из фильма "Иван Васильевич меняет профессию")

- Уважаю, но пить не буду.
- А под дичь?
- Под дичь буду!

(из фильма "Бриллиантовая рука")

- Тостуемый пьет до дна!
- Хорошо... сидим.

(из фильма "Осенний марафон")

Поведение в состоянии опьянения

В этом плане комедии Гайдая, Рязанова и Данелии также весьма содержательны. В них множество эпизодов с изображением всех стадий опьянения. Вспомним Шурика в "Кавказской пленнице" ("птичку жалко!"), деятельность пьяного Ипполита в "Иронии судьбы", образ Афони в "Афоне". Блистательно показаны все особенности: расстройство речи, агрессивность, развязность, снижение координации движений, утрата самоконтроля вплоть до потери сознания.

кадры из фильмов "Ирония судьбы", "Кавказская пленница", "Афоня"
кадры из фильмов "Ирония судьбы", "Кавказская пленница", "Афоня"

Идеологическое обоснование

Здесь вспоминается песня в исполнении шурина Горбушкина (Вячеслав Невинный) в комедии "Не может быть":

Если душевно ранен, если с тобой беда,
Ты же пойдешь не в баню, ты ведь придешь сюда.
Ты здесь вздохнешь счастливо, крякнешь и скажешь:
«Да! Губит людей не пиво, губит людей вода!
кадры из фильма "Не может быть"
кадры из фильма "Не может быть"

Увы, в песне явно звучит пропаганда мнения о безопасности алкоголя. Между тем среди медиков уже давно появился термин "пивной алкоголизм" - который во многих отношениях даже опаснее "водочного" и "винного". Ведь влияние слабоалкогольных напитков не так очевидно, как влияние "крепких". Поэтому пивная зависимость формируется незаметно, но избавиться от нее бывает очень трудно.

Сюжетная и "философская" роль

В общем, алкоголь в советских комедиях нередко играет важную сюжетную роль. Если бы Лукашин в "Иронии судьбы" не выпил в бане, то не попал бы в Ленинград под Новый год. Если бы не напоили Карандышева в "Жестоком романе", судьба Ларисы могла быть иной. Не любил бы Афоня выпивать, не получил бы столько выговоров на работе. Не допили бы Антти Ихалайнен (Евгений Леонов) и Юсси Ватанен (Вячеслав Невинный) бутылку водки ("За спичками"), не пережили бы свои суматошные городские приключения.

Другой аспект: в состоянии опьянения у героев развязывается язык, и они сообщают важные истины. Например, Витек из фильма "Дорогая Елена Сергеевна" (хотя по жанру, конечно, это не комедия, а драма) произносит целую речь об обстановке в стране. Персонаж Вицина (отец невесты) из "Не может быть" глаголет истины о патриархальных семейных отношениях. Харитонов (сосед Бузыкина в "Осеннем марафоне") - ловкий манипулятор, эффективно споивший профессора Хансена:

- Профессор! Я обижусь…Нолито. Не обратно же выливать, Палыч? Ну что он о нас подумает?
- Ладно, только учти, последняя.
- Я пошёл работать.
- Так у нас не положено, Палыч! Теперь надо посидеть. Хорошо сидим!

Если вам интересна тема статьи, посмотрите ролик: " Алкогольная тема в фильмах Леонида Гайдая":

источник: канал "Психологический Кино Блокнот"