Во второй половине 66го года произошла смена парадигмы в поп-музыке. The Beatles выпускают альбом Revolver, который переворачивает игру и утверждает психоделическое звучание в качестве нового мейнстрима. Именно благодаря этому альбому, такие группы как Pink Floyd, The Doors, Jefferson Airplane будут популярными и звучать отовсюду. На этом альбоме проведены эксперименты с записью, создаются звуковые коллажи. Вчерашние певцы любви вдруг начинают петь о политике, наркотиках, неопределенности жизни. Материал с этого альбома уже давно стал классикой. Но перед выходом альбома случился неприятный казус.
Компания Capital Records, которая занималась выпуском музыки Битлов в США, решила выпустить альбом до того, как его закончили участники группы. Их желание навариться на группе, несмотря на протесты участников, было непоколебимо. С Rubber Soul битлы начали писать не просто песни, но законченные альбомы, со своей архитектурой. Но попробуй объясни Capital Records такую причуду. Поэтому компания затребовала записи новых песен, разбавила их песней Yesterday и другими старыми хитами, и выбросили на рынок. Битлы среагировали на это, сделав для релиза специальную обложку.
Естественно, такая выходка вызвала скандал. «Обложка мясника» при всей эпатажности является очень цельным произведением искусства. Сами посудите – куклы детей олицетворяют песни, которые только-только родились; шмоты мяса намекают, что будущий Revolver режут на куски. Даже такую ситуацию квартет умудрился обыграть в своем стиле!
Теперь приступим к песням. Я, конечно, рекомендую вам прослушать альбом целиком, т.к. на мой взгляд, это чуть ли не лучшая их работа. Но в рамках статьи расскажу про некоторые песни. Как это не удивительно, но большая часть песен принадлежит перу Леннона – МакКартни и Харрисон только начали понимать психоделические веяния, но тоже внесли большой вклад. Начнем с песни I’m Only Sleeping. Леннон записал этот трек потому, что МакКартни вечно его будил днем с просьбами идти на студию. Будучи человеком очень ленивым и любящим только спать и секс, Джон посвятил песню своей главной страсти - спокойному безмятежному сну. Леннон просит не будить его, пока он растворяется в потоках грёз. Обратите внимание на эксперименты с гитарой Харрисона – он играет мелодию, которую пустили задом наперед.
Love You To – первая из трех песен Харрисона, своеобразной трилогии ситара. Эти песни Харрисон писал сам, практически не вовлекая в запись своих коллег. Примечательно, что ситар, хоть и был популярным инструментом в эпоху психоделического рока, но чаще использовался для окраса музыки, чтоб удивить слушателя необычным звучанием. И лишь Харрисон профессионально изучал ситарную технику у Рави Шанкара, с которым очень сдружился. Его композиции ближе к восточной культуре, чем, скажем, Paint It Black группы Rolling Stones. Текст по тем временам был очень смелым – Джордж вдохновлялся индийской поэзией, изучал Камасутру, поэтому такие строчки «как заниматься любовью целый день» казались слишком откровенными для слушателей. Ситарная музыка Харрисона – своеобразный побег от европейской музыки, выход из застоя.
Tomorrow Never Knows - один из самых психодельных треков Леннона. Интересный факт, именно с этот трек был первым сочинен для нового альбома. Во время сессии МакКартни и Мартин придумали множество ухищрений, чтобы создать дрон, обволакивающий всю песню. МакКартни соорудил дома сумку с петлями аудиопленки - если снять стирающую головку у магнитофона, а затем наматывать ленту через это магнитофон, то все, что записывается, будет постоянно перезаписываться. Битлы поставили пять магнитофонов и контролировали этот дикий процесс перезаписи, а Мартин изменял стерео-панораму. Было использовано различное количество звуков, которые хаотично воспроизводились, перезаписывались - такой процесс нельзя повторить, это своеобразная магнитофонная импровизация. И вот весь этот шум держится на потрясающем бите от Ринго Старра и словах Леннона о бэд-трипе.
Закончим обзор альбома одним из известнейших треков 60-х – Yellow Submarine. Это по-настоящему первая психоделическая песня МакКартни. По факту – это детская песенка, в которой моряк рассказывает о стране подводных лодок, где все рыбачат, плавают и радуются жизни. И хотя песня начинается именно с рассказа о прошлом, слушатель втягивается в эту историю и все становится настоящим, и мы все начинаем жить в желтой субмарине. Звуки на фоне – теперь не просто атмосфера, а движение повествования – команда запускает двигатели, экипаж общается. Ближе к концу мы слышим стеклянную посуду, фарфоровые тарелки, и желтая субмарина превращается в роскошный лайнер, который несет нас в вечность.
Понравился материал? Предлагаю тебе почитать другие мои статьи, а также подписаться на мой телеграм-канал, где я каждый день рассказываю о музыке.
Похожие статьи: