По случаю всемирного дня поэзии, вспомнился мне, почему-то, Некрасов, поскольку, мне нравился всегда Некрасов, не идеологически, а по языку., хотя, на самом деле, даже не столько по языку, сколько по особенной размеренности его речи. О Некрасове и хочу сказать буквально пару слов, хотя, многого, наверное, не скажу. Начну с того, что нужно быть либо неразвившимся, либо, очень нечутким к языку человеком, что бы, не открыть Некрасова. Даже не смотря на то , что Некрасов не великий поэт, это очень своеобразный поэт, которого , ни с кем его не спутаешь (сам по себе, ни на кого не похожий), как, скажем, и Случевского ни с кем не спутаешь, чьи , даже неуклюжести милы. Бесспорно, Некрасов куда интереснее Майкова, и Полонского. Я бы его не поставил рядом с Фетом, но поставил бы рядом с Фофановым, и с Миррой Лохвицкой (а это очень хорошие поэты, хотя, как и Некрасов, не великие.) Что ценно в Некрасове? Абсолютно своя интонация, ни у кого не заимствованная, не подражательная, и как я уже писал, склад его речи, чья повествовательность чарует. Он потому и остался в поэзии и останется , что ни одного другого поэта похожего на Некрасова нет и не будет. Например, разве заменит Алексей Кольцов Николая Некрасова? Никогда. Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она.
Кто так мог начать свое стихотворение? Только один Некрасов в русской поэзии так мог начать свои стихи .Даже, с Фетом, никогда не спутаешь подобное начало, ибо, это не фетовская пейзажность, а некрасовская панорама, хотя и Некрасов пейзажист. Это и есть что то свое, та самая некрасовская Индивидуальность, а с другой стороны народность, открытость., вовлечение читательского я в сюжет стихотворения. А если коснуться его любовной лирики , в любовной лирике Некрасов, не столько возвышен, сколько личен, по розановски интимен, чем он так же, ни на кого, не похож. Например, почти вся интимность Бальмонта нафантазирована, и заэстезирована, (даже у Пушкина это выглядит так, в стихах про Мгновенье) а у Некрасова она жизненна. В его любовной лирике нет совсем позы, (в том числе и романтической) напротив, есть искренность. Хотя, кого любил Некрасов, до сих пор секрет.
О любви Некрасова и сейчас не смолкают споры
Дело в том что Некрасов был влюблен в трех женщин одновременно, не понимая сам, кого же он любит больше, пока не выбрал в итоге, Авдотью Панаеву... Хочется отметить, что Некрасов самый русский поэт, более русский чем Пушкин, и даже Лермонтов, и по крови и по складу речи, по "бессознательному русскому" . Чей склад речи Некрасов напоминает? Бунинский, (а Бунин очень русский по крови) но на Бунина не похож совершенно, (их роднит лишь склад речи, и пейзажность), а в отличие от не менее русского Есенина, в любовной лирике Некрасова нет совсем позы, словно бы Некрасов был рвунодушен к тому, как он выглядит перед женщиной в своих признаниях. Как написал, так и написал.
Написал, да забыл...
На мой взгляд, это и есть Свобода. Она не столько в своеволии, (говоря о Лермонтове) сколько в некрасосвском своеобразии. Любовь Некрасова не столько вгоняет в тоску, сколько расшевеливает поэта, выводит его в мир из заточения земного я, и потому в силу этой черты, любовная лирика Некрасова совсем не эгоцентрична, в отличие, скажем от Лермонтова. Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум.
Вообще Некрасов странен в любовной лирике.
То искренен, до неприличия до какой то бедности языка и обнаженности своих переживаний, (почти бытовой, или простонародной), то высок. Но и когда высок, прост, и искренен. . Например, на любовные стихи Некрасова давно - отвергнутый тобою, Я шёл по этим берегам, нет стихов похожих во всей мировой поэзии. Эти стихи с обыгрыванием темы волн, что то новое для России, и для любви, (стихи эти привожу под статьей)
Никто так не писал, ни в 19, ни в 20 веке.
Тем не менее, даже эти стихи в творчестве Некрасова стоят особняком. В любви Некрасов совсем не романтик, не идеалист . Некрасов любит женщину любовью самой что ни есть земной, любовью, скорее сразу же, брачной. С другой стороны, тот, кто любит женщину любовью земной, никогда к ней не остынет. В любви земной не бывает падений, в ней редки и разочарования, но в то же время, и земная любовь - любовь, а не просто, отношения по привычке.
Любовь тянется к поэту из его детства.
Конечно, не только к поэтам это можно отнести, но я бы добавил к вышесказанному, , что поэты делятся на тех, кого любили бабушки и мамы. Те кого любили бабушки (и дедушки) романтики, вроде Лермонтова, самонадеянные гордые, дерзкие, холодные, самовлюбленные...Почему? Потому что бабушка слишком избаловала. Люди, которых избаловала бабушка, (или скажем, тетя) полагают, что им можно все.
Таким, был например, Лермонтов.
Почему Лермонтов был таким самоуверенным, и дерзким, вроде своего героя Печорина? Потому что Бабушка в итоге и воспитала его таким, избаловав своего Мишу до ужаса, с самых ранних лет, потому мы и получили самого большого, и самого дерзкого романтика Лермонтова. На самом деле такая же ситуация была и у Ницше, которого баловало в детстве женское окружение. Почему Лермонтов наш единственный сверхчеловек, герой Ницше до Ницше?
Кто дает человек такую опасную силу?
Думаете отец? Волевой отец, нередко подавляет волю сына, хотя хороший отец воспитывает в сыне надежность и долг. А силу дает любовь бабушки, обожествляющей внучка, из таких и получаются Печорины, и прочие отвязные личности .
Отчасти и я, таков.
Почему? Любовь матери я почти не знал, за то забаловали меня с детства, старшие женщины, и тети и бабушки, и старшие возлюбленные., говоря о юности. Они молились на меня, а я наслаждался их поклонением, в итоге и стал таким, каким я стал.
Впрочем, так ли это плохо?
Конечно же, именно мои бабушки и тетушки в меня и вбили самый безбашенный нарциссизм, граничащий порой со вседозволенностью, (от которой я ни раз страдал, но исправить себя так и не смог), взелеяв во мне гордость, высокомерие, дерзость, и пофигизм в плане устройства в этой земной жизни. Хорошо ли это, или нет?
С одной стороны плохо, а с другой, хорошо.
Лучше уж свобода и одиночество, и даже бедность, но за то и высокая самооценка, сказал бы так. Впрочем, речь не обо мне, а о Некрсове, и Лермонтове. К этим двум поэтам, я добавил бы и Александра Блока, у которого была скорее всего холодная мать, если будучи юным студентом Блок увлекся Садовской старшей его на двадцать лет.
Это был первый воплощенный роман Блока.
А после Садовской, полюбил Блок Менделееву, в которой скорее всего он видел недоступный , и холодный образ матери , и потому к ней не касался как мужчина, хотя и не брезговал публичными домами. Блок уже другой тип романтика, видящей в женщине то неземной, (недоступный) идеал , то образ, взывающий к языческой чувственности.
Говоря же о Некрасове, Некрасов, любил свою мать, и знал любовь матери.
При этом, Некрасов как мы знаем, сочувствовал ей, а не только ее любил. Те кого любят матери становятся как правило не романтиками, а реалистами. по крайней мере в своем отношении к женщине. В сочувствии к матери можно найти не только источник сочувствия у Некраосва ко всем простым людям, но и любовь к земле у Некрасова, происходит из чувства материнского начала, как наверное и любовь к крестьянским детям.
Сострадание у Некрасова особенное.
Читая Некрасова, порой кажется, что сострадание поглощает все существо Некрасова, без остатка. Некрасов совсем не умеет, не способен дистанцироваться от сострадания, хотя, и в ряде случаев может дистанцироваться от своих переживаний личных и любовных, терзающих поэта, потому что любовь Некрасова к женщине земная.
Что такое любовь, доброта и сострадание у Некрасова?
Любовная лирика Некрасова это все таки лирика "я и ты", не складывающаяся в какое то, "мы", хотя у него есть стихи и с любовным мы, (мы с тобой бестолковые люди.) В сострадании же у Некрасова нет ни я ни ты, я переходит в ты, ты переходит в я. Некрасов не может от сострадания защититься, даже мечтает умереть. Сострадание у Некрасова отмечено роком, даже еще больше чем беда, или окружающая несправедливость.
Более того, Некрасов и не пытается ни защититься, ни дистанцироваться.
Я бы сказал, что сострадание Некрасова не просто лично, а космично. Сострадание у Некрасова - бездна, бездна темная и влекущая, бездна безутешная. Сострадание у Некрасова не просто человечно, а больше, чем человечно, как сострадание Христа, или Ангела, хотя, оно не разрывает сердце Некрасову, и в отличие от Ницше, который сошел с ума от вида умирающей лошади, Некрасов не впадает в безумие. Спасает Некрасова доброта. Эта доброта в нем как молитва...
Доброта спасает Некрасова от бездны его сострадания.
В чем отличие сострадание от доброты? Сострадание темно, (хотя и в божественном смысле), доброта светла. Добр не просто тот кто добр, а тот, кто не окаменевает от вида горя, как от глаз Горгоны, кто даже в детях потерявших мать видит вначале детей со своим светом, и говорит с ними как с детьми, а не просто как с жертвами. Таков и Некрасов.
Доброта знает дистанцию ты и я.
Есть у Некрасова чудесные стихи о детях. Стихи Некрасова о крестьянских детях, совсем не похожи на стихи Артюра Рембо о детях- беспризорниках, они написаны теплее, добрее, жизненнее, отзывчевее, и отчасти это связано и с тем, что у Артюра Рембо в отличие от Некрасова была холодная, и тиранистичная мать , от которой Рембо пытался всю жизнь сбежать, что ему не удалось.
Почему я касаюсь проблемы семьи?
Или, лучше сказать почему я касаюсь образа матери или бабушки для поэта? Потому что поэзия конечно связана с образом матери, в отличие от философии, более связанной с ролью отца, хотя, с другой стороны этика к нам приходит от образа (образа матери) а не от закона (говоря о законе отца.) Некрасова можно назвать самым этичным поэтом.
Однако, и роль бабушки для поэта важна.
Даже помимо того, что бабушка балует своего внучка (поступая так нередко и из соперничества за влияние в семье), бабушка вкладывает что- то неотмирное, неземное или архаичное в воспитание внука благодаря своим сказкам. Роль такой неотмирной бабушки для Пушкина исполняла его няня Арина Радионовна, влиянием бабушки объясняется и неземной характер лирики Лермонтова. Бабушка как ангел удерживает душу внука от мира, хотя, с другой стороны и балует и обожествляет внука.
Влияние бабушки имеет две стороны.
Однако, говоря о Некрасове, самую первую роль в его жизни, исполняла не бабушка а все таки мать. По этой причине Некрасов с одной стороны земной, а с другой, такой добрый, и сострадательный Что еще сказать о Некрасове? За что мы еще его любим как человека?
Некрасов был человеком весьма деловым, как впрочем, и Фет.
Два самых деловых человека в русской поэзии это Некрасов, поднявший журнал Современник из нищенского состояния после Пушкина до журнала процветающего, и Фет, поднявший свою деревню, а кроме этого был Некрасов и отличным карточным шулером. Эта черта, в нем сочеталось с его правдивостью в стихах.
Бедность и нужда заставляла Некрасова быть деловым, не теряться.
За то мы и любим Некрасова, что для нас он не святой, но при этом по святому русский, добрый, и сострадательный поэт и человек. Николай Некрасов неповторим своим складом речи , как неповторим и личным складом.
Особенность и открытость – и составляют очарование Некрасова.
___________
P. S.
Стихи Некрасова
* * *
Давно - отвергнутый тобою,
Я шёл по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам.
Они приветливо яснели.
На край обрыва я ступил -
Вдруг волны грозно потемнели,
И страх меня остановил!
Поздней - любви и счастья полны,
Ходили часто мы сюда.
И ты благословляла волны,
Меня отвергшие тогда.
Теперь - один, забыт тобою,
Чрез много роковых годов,
Брожу с убитою душою
Опять у этих берегов.
И та же мысль приходит снова -
И на обрыве я стою,
Но волны не грозят сурово,
А манят в глубину свою...
* * *
Еду ли ночью по улице тёмной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день -
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
Сердце сожмется мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты - другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась - ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной...
Помнишь ли день, как больной и голодный
Я унывал, выбивался из сил?
Б комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему.
Он не смолкал - и пронзительно звонок
Был его крик... Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребенок...
Бедная! слез безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Также глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба -
Вместе свезут и положат рядком...
Кумушки
Тёмен вернулся с кладбища Трофим;
Малые детки вернулися с ним,
Сын да девочка. Домой-то без матушки
Горько вернуться: дорогой ребятушки
Ревма-ревели; а тятька молчал.
Дома порылся, кубарь отыскал:
«Нате, ребята!— играйте, сердечные!»
И улыбнулися дети беспечные,
Жжжж-жи! запустили кубарь у ворот...
Кто ни проходит — жалеет сирот:
«Нет у вас матушки!» — молвила Марьюшка.
«Нету родимой!» — прибавила Дарьюшка.
Дети широко раскрыли глаза,
Стихли. У Маши блеснула слеза...
«Как теперь будете жить, сиротиночки!» —
И у Гришутки блеснули слезиночки.
Мать
Она была исполнена печали,
И между тем, как шумны и резвы
Три отрока вокруг нее играли,
Ее уста задумчиво шептали:
"Несчастные! зачем родились вы?
Пойдете вы дорогою прямою
И вам судьбы своей не избежать!"
Не омрачай веселья их тоскою,
Не плачь над ними, мученица-мать!
Но говори им с молодости ранней:
Есть времена, есть целые века,
В которые нет ничего желанней,
Прекраснее - тернового венка...
* * *
Как ты кротка, как ты послушна,
Ты рада быть его рабой,
Но он внимает равнодушно,
Уныл и холоден душой.
А прежде... помнишь? Молода,
Горда, надменна и прекрасна,
Ты им играла самовластно,
Но он любил, любил тогда!
Так солнце осени - без туч
Стоит, не грея, на лазури,
А летом и сквозь сумрак бури
Бросает животворный луч...