Росписи и скульптуры в пещерах Аджанта (штат Махараштра, Индия) признаны шедеврами буддийского религиозного искусства, имеющими огромное художественное значение. Включены во Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Из 30 пещер Аджанты 9, 10, 19, 26 и 29 являются chaitya-grihas — молельными залами, а остальные — viharas — квадратными залами, окруженными кельями и имеющими при входе портик или террасу.
Росписи на стенах иллюстрируют события из жизни принца Гаутамы Будды, основателя буддизма, а так же Jataka, древнеиндийские притчи, «повести о рождениях», рассказывающие о земных перевоплощениях Будды. В каждой притче принц предстает то в человеческом, то в животном, то в божественном воплощении. В соответствии со старыми представлениями, Будда сотворил много добрых и милосердных дел в длинной череде перерождений в качестве Boddhisattva (Бодхисаттва — стремящийся к просветлению, пробуждению) до момента достижения его окончательного рождения как просветленного мудреца Сакья (Шакья).
Настенные росписи так же содержат сцены полумифической истории жизни королевского двора и древних народов, нашедшие свое отражение в песнях и сказаниях.
Некоторые росписи напоминают греческие и римские по композиции и пропорции, более поздние выполнены в той или иной степени в китайской манере. Но большинство — в уникальной индийской традиции. Пещеры были построены в течение двух разных периодов времени, разделенных большим интервалом в четыре столетия. Ранние датируются последними веками до Рождества Христова и принадлежат к периоду буддизма под названием Хинаяна. Более поздние датируются 2 веком нашей эры, когда буддизм был разделен на две ветви, после проведения четвертого общего совета великим королем Канишка (Kanishka).
Больше статей на konoshanov.me