Найти тему

2*2 = 5 или как разоблачить математику?

На днях меня «разоблачили» в попытке привлечь внимание. Что поделать? Посты, упоминающие историю, котируются выше, чем посты про программирование или социологию. Это не значит, что я ищу внимание – это значит что Дзен такие сообщения продвигает активнее других. Так как аудитория более платежеспособная. Ну да я не об этом. Прозвучал восхитительный упрек. Оказывается «знания проверяются по точным наукам, но уж точно не по истории, которую постоянно переписывают». Если бы я был историком – испытал бы желание применять или унизительные или физические наказания за подобное отношение. Сразу встает вопрос как быть с такими науками как Биология, Химия? Знакомы ли люди с подобным мнением, в каком состоянии находится физика и математика на переднем крае науки? Ну да ладно. Возьмем самую «точную» науку. Математику. Приведу пример, некорректность которого начинают объяснять в шестом/седьмом классе, но успех у выпускников должен быть не менее громким.

Итак приведу следующую цепочку математических действий:

Опаньки, оказывается дважды два равно пяти. Лично я данный пример увидел на первом курсе института, на курсе математического анализа. Из 25 студентов – 25 не справились с поиском ошибки. Может показаться что это «поколение ЕГЭ», однако демонстрация примера более старшим людям давало тот же эффект. Приведу основные типы реакций, которые видел лично я

1. Знающие люди. А именно, люди, которые ранее видели этот пример и знают где и в чем подвох. Может показаться, что этих людей нельзя обмануть этим примером. Да, это действительно так. Но это не гарантирует того, что их нельзя ввести в заблуждение другим нелепым примером. Знание, вещь хорошая, но есть разница между знанием математики и знанием подвоха в примере.

2. Математики. Эти просто за несколько минут обнаруживают подвох и не покупаются. Таких нельзя ввести в заблуждение, но таких катастрофическое меньшинство.

3. Люди, доверяющие науке. Такие не знают где именно подвох и ошибка, однако доверие к базовым знаниям и критичность мышления заставляет в первую очередь подозревать ошибку, а не «великое открытие».

4. Люди, не доверяющие науке. А вот таких как раз на моем опыте много среди «получивших лучшее в мире образование». Самая плодотворная среда для распространения чуши. Они верят своим глазам…а порой неплохо было бы верить голове. Выглядит же логично? А если рассказывающий еще и мошенник, то жди новых открытий из цикла «новая таблица умножения». Таким можно «продать» всё. Гомеопатию, исцеляющие магниты, шокирующую правду, «клеопатра это князь олег». Всё.

5. Конспиролухи. В принципе это тот же самый пункт 4, но с развитием психиатрических отклонений. «Математики врут», «Ученые скрывают» и т.д. Таким поможет только галоперидол и смирительные рубашки.

К чему я это? Когда какой-нибудь психбольной начнет рассказывать что «акадэмик» фоменко (нет, не опечатался, с маленькой буквы) прав потому что он математик – можете вспомнить этот пример. Хорошему математику не составит труда навешать лапши на уши, как и любому другому человеку, разбирающемуся в науке. Что тут можно сделать? Разумеется изучать все науки мира – пупок развяжется. Но, по меньшей мере, необходимо формировать критическое мышление и уважительное отношение к наукам. Будете пердеть мыслями из цикла «история не наука» и получите ребенка, который сначала подумает что «фоменко прав», а потом и до книг резуна-суворова доберется. Будет рассказывать, что его дедушки не страну защищали, а просто не успели сами захватить Европу. Подобных мыслей, которые люди озвучивают перед детьми очень не мало. «В школе плохо учат», «эти врачи ничего не понимают», «зачем ребенку химия» и т.д. и т.п.