Краткое описание: Конец 60-х годов. Рик Далтон (Леонардо ДиКаприо) – актер, которого приглашают на роли злодеев во второсортных фильмах и сериалах в умирающем жанре вестерна. Карьера Рика неуклонно регрессирует, как и старые голливудские подходы в кинематографе. Клифф Бут (Брэд Питт) – лучший друг Рика, по совместительству, его дублер на съемках опасных сцен. Рик и Клифф, уже давным давно стали чуть ли не братьями и не представляют жизни друг без друга.
В соседнем особняке поселился режиссер Роман Полански со своей красавицей женой Шэрон Тейт (Марго Робби). А где-то на ранчо, некогда служившем для съемок фильмов, поселились последователи Чарльза Мэнсона, немногим позже, страшно «прославившихся»
Итак, чтобы смотреть девятый фильм Квентино Тарантино, нужно не то, чтобы любить Америку 60-х, нужно хотя бы представлять культурно-социальную особенность того времени. Чтобы не оказаться в западне потока отсылок, песен и имен, стоит знать несколько фактов о периоде времени, показанном в «Однажды в… Голливуде», чтобы хоть как-то сориентироваться в происходящем.
- Идет война во Вьетнаме, США охвачены массовым антивоенным движением хиппи.
- Отменили «Кодекс Хейса», держащий в узде кинопроизводство и не позволяющий дать ответ на вызовы времени. Европейское кино (в частности, французская «Новая волна») начинает активно вытеснять консервативные морально устаревшие истории о борьбе хороших и плохих. «Бонни и Клайд», «Выпускник» уже вышли на экраны. Американское кино не будет прежним.
- Жанр вестерн становится не востребован и фильмы об истории Америки ставят режиссеры из Италии. Появляется понятие «спагетти-вестерн».
- «Новый Голливуд» – Кубрик, Скорсезе, Кополла, Аллен создадут абсолютно новую кинореальность, где не найдется места «старой школе».
- Роман Полански является признанным мировым режиссеров и автором «Отвращения» и «Ребенка Розмари». Женится на красавице актрисе Шэрон Тейт, которой суждено попасть в историю, далеко, не из-за своих актерских талантов.
- Simon and Garfunkel получают «Грэмми» за трек «Mrs. Robinson» (используется в качестве саундтрека), The Doors выпускает четвертый альбом, а у лидера группы Джим Моррисона (упоминается в фильме из уст Марго Робби) начинаются серьезные проблемы с алкоголем. Моррисон умер в 1971 году в возрасте 27 лет.
- Чарльз Мэнсон создает «семью» ─ секту, которая совершит ряд жестоких убийств. Имя Мэнсона станет нарицательным, он умер в тюрьме два года назад.
Желание Тарантино рассказать историю «встречи» семьи Романа Полански и «семьи» Чарльза Мэнсона известна давно. В свое время он написал для Оливера Стоуна сценарий «Прирожденных убийц», но внесенные правки не понравились Тарантино и он требовал исключить его имя из авторов картины. В конечном итоге, сошлись на позиции, оставив лишь упоминание «по сюжету Тарантино». Сложно сказать, кому принадлежит диалог из фильма 1994 года, но история Чарльза Мэнсона абсолютно точно волновала многих киноделов. Все-таки реальная жизнь «семьи» фантастичнее вымысла, прямо как название романа Чака Паланика (сверстника Тарантино и самого известного литературного хулигана современности).
Ведущий шоу (ВШ): Эпизод о Микки и Меллори стал одним из самых популярных.
Серийный убийца Микки: Популярнее чем о Гейсе?
ВШ: Да.
Микки: У кого был выше рейтинг?
ВШ: Конечно же у тебя!
Микки: А как же большой ублюдок Тэд Банди?
ВШ: Банди? Нет. У тебя было больше зрителей. Ты круче!
Микки: А как же Мэнсон?
ВШ: Мэнсон круче тебя.
Микки: Короля трудно обойти.
Перед просмотром я был уверен, что фильм будет посвящен Шэрон Тейт и Роману Полански (который мельком появлялся в исполнении некоего польского актера), а также больным на голову последователям Чарльза Мэнсона. Все не так просто. Картина не о Тейт и Полански, картина о их соседях, пусть и вымышленных.
История актрисы и «семьи» – крючок той части эпохи, позволяющий ориентироваться во времени и пространстве, плюс, представляя ужас трагедии семьи Полански, создает почти осязаемое чувство тревоги. Чего стоит, мастерски поставленная сцена случайного нахождения героя Брэда Питта на ранчо, где обитала «семья». Ощущение саспенса витало в воздухе.
Фильм прекрасно балансирует между триллером, фарсом и комедией положений. Вне зависимости от жанровой принадлежности, на выходе будет качественная тарантиновщина. Вообще режиссер не был бы самим собой, если его троллинг не выражался в самых неожиданных местах. За что общественность на него иногда кидается. Он любит Брюса Ли, но получает жалобу со стороны его дочери, снимает потрясающую сцену в кинозале с показом фильма с участием Шэрон Тейт, но ее сестра негодует о показанном образе, стебется над вестернами и военными фильмами, но прилетает наезд об отсутствии чернокожих на экране. Даже Сэмюэля Л. Джексона здесь нет.
Главное, режиссеру все равно. Он выдает очередную потрясающую работу, с очередным потрясающим кастом, с очередным потрясающим сценарием. Мы ждем от Ди Каприо и Питта зубодробительную актерскую игру, мы ее получаем. Хотим видеть запоминающиеся эпизодические появления Аль Пачино или менее заметное участие Майкла Мэдсена и Курта Рассела – получите, распишитесь.
Возможно Тарантино вступил в такой период, когда душа просится поностальгировать о воспоминаниях из детства: страхах, открытиях и мечтах. Вспомнить ту эпоху, когда люди были уверены, что полеты в космос до конца века станут достаточно обыденным занятием. Зрителю же остается только принять это и с опаской ждать юбилейного фильма, популярного синефила, после которого, маэстро может уйти из высшей лиги, к сожалению.
В сухом остатке, «Однажды в... Голливуде» – это признание во влюбленности самого известного кинематографического «постмодерниста» к безвозвратно ушедшей эпохе, к которой скорее всего, массовая культура не захочет возвращаться. Всем интересны 80-е, а не 60-е. Но Тарантино, как настоящий мастер имеет право на собственное высказывание, сняв лучший свой фильм за последние двадцать лет. Режиссер просил журналистов не спойлерить и я не буду, хотя искренне считаю, что большое кино спойлеров не боится.
Читайте меня в Telegram. Очки Вуди Аллена.