Найти в Дзене

Классификации педагогической инноватики

Инновация означает нововведение ее главным показателем является прогресс в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

  • в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
  • в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
  • в систему контроля и оценки уровня образования;
  • в систему финансирования;
  • в учебно-методическое обеспечение;
  • в систему воспитательной работы;
  • в учебный план и учебные программы;
  • в деятельность учителя и школьника;
Общая классификация
Общая классификация

Согласно разработанной А.В. Хуторским классификации педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

  1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: новаторство в целях, задачах, содержании, формах, методах, технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, контроле и оценке результатов.
  2. По отношению к развитию определённых способностей учеников и педагогов.
  3. По типам взаимодействии участников педагогического процесса: в коллективном/групповом обучении, в репетиторстве, в семейном обучении.
  4. По функциональным возможностям: нововведения-условия образовательной среды, нововведения-продукты (педагогические технологии), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем).
  5. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, случайные.
  6. По масштабности распространения: методическое объединение педагогов в школе, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне.
  7. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
  8. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

Стоит также отметить, что одна и та же инновация может обладать одновременно несколькими характеристиками и относиться к различным блокам.

С другой стороны, авторы пособия «Развитие школы как инновационного процесса» О.Г. Хомерики, М.М. Поташник и А.В. Лоренсов разделяют новшества относительно компонентов образовательного процесса:

  • Содержание образования
  • Методика, технологии, формы и методика, средства обучения и воспитания
  • Организация учебно-воспитательного процесса
  • Система администрирования

Основой инноваций в системе профессионального образования являются субъекты инновационного процесса: ученик и педагог. Особенностью педагогических инноваций является необходимость системного охвата большего количества педагогических проблем, относящихся к сфере профессионального образования.

В системе российского образования инновационные процессы развиваются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых технологических технологий, создание новых видов учебных заведений. Сферы, на которые могут быть направлены инновационные процессы, определяются следующим образом: в обучении; в воспитании; в управлении; в переподготовке кадров.

К наиболее известным инновациям в области методики преподавания, организации учебного процесса, методов оценки образовательных результатов относятся:

-2

Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков:

  • создание различных вариантов школы полного дня;
  • создание психолого-педагогических центров и подразделений школ;
  • создание гувернерской службы внутри школы;
  • создание детско-родительских объединений вокруг школы;
  • создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;
  • создание систем дополнительной мотивации к общественно-полезной деятельности;

Под инновациями в управлении следует понимать новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями:

  • маркетинговые исследования в практике школ;
  • создание систем автоматизации школьного управления;
  • создание проблемных групп и кафедр внутри школы;
  • создание попечительских и управляющих советов с реальными функциями;

Педагогические инновации могут осуществляться за счет собственных ресурсов образовательной системы, а также за счет привлечения дополнительных инвестиций. Их соединение позволяет создать «интегрированные инновации», которые образуют многоуровневые педагогические подсистемы и компоненты.