Инновация означает нововведение ее главным показателем является прогресс в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
- в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
- в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
- в систему контроля и оценки уровня образования;
- в систему финансирования;
- в учебно-методическое обеспечение;
- в систему воспитательной работы;
- в учебный план и учебные программы;
- в деятельность учителя и школьника;
Согласно разработанной А.В. Хуторским классификации педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:
- По отношению к структурным элементам образовательных систем: новаторство в целях, задачах, содержании, формах, методах, технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, контроле и оценке результатов.
- По отношению к развитию определённых способностей учеников и педагогов.
- По типам взаимодействии участников педагогического процесса: в коллективном/групповом обучении, в репетиторстве, в семейном обучении.
- По функциональным возможностям: нововведения-условия образовательной среды, нововведения-продукты (педагогические технологии), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем).
- По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, случайные.
- По масштабности распространения: методическое объединение педагогов в школе, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне.
- По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
- По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.
Стоит также отметить, что одна и та же инновация может обладать одновременно несколькими характеристиками и относиться к различным блокам.
С другой стороны, авторы пособия «Развитие школы как инновационного процесса» О.Г. Хомерики, М.М. Поташник и А.В. Лоренсов разделяют новшества относительно компонентов образовательного процесса:
- Содержание образования
- Методика, технологии, формы и методика, средства обучения и воспитания
- Организация учебно-воспитательного процесса
- Система администрирования
Основой инноваций в системе профессионального образования являются субъекты инновационного процесса: ученик и педагог. Особенностью педагогических инноваций является необходимость системного охвата большего количества педагогических проблем, относящихся к сфере профессионального образования.
В системе российского образования инновационные процессы развиваются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых технологических технологий, создание новых видов учебных заведений. Сферы, на которые могут быть направлены инновационные процессы, определяются следующим образом: в обучении; в воспитании; в управлении; в переподготовке кадров.
К наиболее известным инновациям в области методики преподавания, организации учебного процесса, методов оценки образовательных результатов относятся:
Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков:
- создание различных вариантов школы полного дня;
- создание психолого-педагогических центров и подразделений школ;
- создание гувернерской службы внутри школы;
- создание детско-родительских объединений вокруг школы;
- создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;
- создание систем дополнительной мотивации к общественно-полезной деятельности;
Под инновациями в управлении следует понимать новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями:
- маркетинговые исследования в практике школ;
- создание систем автоматизации школьного управления;
- создание проблемных групп и кафедр внутри школы;
- создание попечительских и управляющих советов с реальными функциями;
Педагогические инновации могут осуществляться за счет собственных ресурсов образовательной системы, а также за счет привлечения дополнительных инвестиций. Их соединение позволяет создать «интегрированные инновации», которые образуют многоуровневые педагогические подсистемы и компоненты.