НАЧАЛО!!!
CТИВ ЧЕН И ЧАД ХАРЛИ чуть было не разорились. В мае 2007 они запустили YouTube—новый веб-портал, на котором любой желающий может выложить свое любительское видео. Прошло несколько месяцев—и легионы молодых и неугомонных пользователей стали ежедневно проводить часы за просматриванием роликов и выкладывать на сайт сотни и сотни новых любительских съемок. Хранение и передачу всех этих клипов Чен и Харли оплачивали своими собственными кредитками. Они были в полном восторге, но к этому чувству примешивался страх: чем больше пользователей посещали их сайт, тем больше денег они теряли.
Первые месяцы работы!!!
Первые несколько месяцев трафик удваивался каждую пару недель. Неудивительно, что Чен и Харли задумались, не начать ли им размещать рекламу—загружающиеся автоматически ролики, просмотр которых пользователь прервать не может. Этим приемом пользовались все конкуренты Чена и Харли, но наши герои справедливо опасались, что публика просто сбежит с их сайта, как только столкнется с навязчивой рекламой. «Рекламные деньги были для нас очень большим соблазном,—вспоминает Чен. —Мы каждую неделю взвешивали, стоит ли этому соблазну поддаваться».
В конце концов Чен и Харли сделали дерзкую ставку в этой рискованной игре: они решили как можно дольше воздерживаться от размещения рекламы на своем сайте, рассчитывая, что стремительное снижение расходов на трафик (сейчас стоимость передачи данных падает на 30% в год) позволит им обойти загруженных рекламой конкурентов за счет создания новых, более изящных рекламных продуктов, которые и будут предложены сформировавшейся к тому времени лояльной аудитории. И они попали в точку. Путаный, бессистемный, безумный YouTube уже предлагает более 100 млн коротких видеоклипов, пополняя свой «репертуар»
Результаты!!!
5000 новых видео каждый день. Каждый месяц на портал заходят 34 млн пользователей, что ставит YouTube в ряд 15 самых посещаемых сайтов мира.
Например, посетителей YouTube заворожили видеодневники девушки, скрывавшейся под псевдонимом «lonelygirl 15». Сюжеты из жизни подростка, которые, как впоследствии выяснилось, оказались фальшивкой, регулярно смотрели 900 000 человек. Создав этот гигантский пункт обмена видео, о котором передачи вроде «Сам себе режиссер» не могли и мечтать, Чен и Харли должны теперь превратить его из увлечения в прибыльный бизнес. Они должны удержать фанатов, чтобы те попросту не сбежали на другой портал, и в то же время убедить рекламодателей в том, что web-видео —самый перспективный из рекламных инструментов будущего.
Чен и Харли уже готовят сделки с сотовым оператором Cingular, Butterflnger (один из брэндов Nestle), American Express и десятками других компаний. Кроме того, они должны умаслить кабельные каналы, телесети и музыкальные лейблы, убедив их в том, что YouTube — это великолепная платформа для промоакций.
Иначе говоря, примерно за год они должны предъявить четкую бизнес-модель и доказать, что вовсе не раздувают интернет-пузырь, как это было в 1999-2000 годах, когда стоимость компаний взлетала до небес только на обещаниях, тогда как о прибылях еще не шло и речи. Основатели YouTube уже окупили свои затраты с лихвой: в ноябре Google согласилась выкупить их компанию, заплатив за нее $ 1,65 млрд своими акциями. Но это еще не значит, что портал, придуманный Харли и Ченом, озолотит новых владельцев.
«Фокус состоит в том, — добавляет его партнер по бизнесу Чен, —чтобы зарабатывать деньги, оставаясь верными принципам, на основе которых создавался сайт: свобода и неприятие истеблишмента». Для этого необходимо создать «модель получения доходов, которая станет дополнением к сайту, а не инородной деталью, вызывающей раздражение».
Интересные моменты!!!
Появление YouTube совпало по времени с волшебным моментом в истории интернета, когда онлайновое видео подешевело настолько, что им уже можно торговать направо и налево
Всего несколько лет назад все видеосайты в Сети можно было пересчитать по пальцам одной руки. Сейчас таких сайтов тысячи.
«Потребитель нового поколения говорит: решаю я, а не вы», — объясняет Хайес. Вот пример такого взаимодействия. На YouTube кругили забавный двухминутный рекламный ролик American Express, снятый режиссером Уэсом Андерсоном, автором знаменитой комедии «Академия «Рашмор». Его уже посмотрели 300 000 человек, рейтинг ролика— 4,5 звезды из пяти возможных. «Такое количество зрителей можно охватить, разместив ролик в любом другом СМИ, но лучшие брэнды хотели бы наладить интерактивную связь со своими потребителями», — говорит Хайес.
Харли и Чену пока не до прямых трансляций. Они утверждают, что и впредь будут работать только с короткометражными видеоматериалами, созданными пользователями. Хотя непонятно, почему бы им не предлагать посетителям YouTube повторы популярных телепередач, если зрители сами будут об этом просить? Возможно, тут все дело в том, что Харли и Чен намеренно выбрали для себя слишком узкую специализацию. Может, им просто недостает амбиций. А может, это лишь хитрая уловка: в конце концов, Сергей Брин и Ларри Пэйдж, создавая Google, тоже утверждали, что они не представляют угрозы для Microsoft.
История Google сто раз описана, а вот как выглядит биография YouTube. Харли и Чен познакомились во время работы в PayPal—эта платежная система в 2002 году была куплена компанией ЕЬау за $1,5 млрд. В 2005-м они объединились, чтобы создать новую компанию. Сегодня Харли отвечает за управленческие решения в YouTube, а Чен—за технологическую часть. Под его началом работают программисты, которые и составляют большую часть штата фирмы — 60 человек.
О жизни создателей!!!
У 29-летнего Харли очень приятная голливудская внешность. Он родился в провинциальном городке в Пенсильвании, женат, воспитывает двоих детей. Окончил Индианский университет по специальности «дизайн». Именно он разработал интерфейс YouTube. Коренастому Чену — 27, он холост, носит золотые серьги в ушах, его черные волосы торчат во все стороны, но видно, что над прической поработал стилист. Чен родился на Тайване, учился в Университете штата Иллинойс, где была создана начальная версия браузера Mosaic. Чен придумал всю техническую часть видеосайта.
Сайт YouTube был разработан в феврале 2005-го, а еще через три месяца его запустили. На первых порах он не привлекал особого внимания. Но в ноябре 2005 года Харли и Чен сумели получить $3,5 млн от Sequoia Capital, после чего мимолетное увлечение друзей превратилось в необыкновенный феномен.
Как вообще Харли и Чену пришла идея YouTube? Все банально: она родилась после того, как приятели потерпели неудачу, попытавшись обменяться в он-лайне снятыми на телефон видеоклипами с вечеринки, на которой оба побывали. Ужасно расстроившись, они решили создать простой видеосайт, которым могли бы пользоваться даже дилетанты: без обязательной регистрации, без необходимости специального программного обеспечения для скачивания клипов и —самое главное —без надоедливых рекламных перебивок.
ПЕРВЫЙ ШАГ В МИР РЕКЛАМЫ!
Первый серьезный шаг в мир видеорекламы YouTube сделала 22 августа. На сайте были созданы специальные «брэнд-каналы», рассчитанные на то, чтобы привлечь внимание пользователей к промоматериалам. Канал звезды Пэрис Хилтон транслировал передачу с участием героини, продвигавшей свой музыкальный альбом, выпущенный компанией Warner Bros. Сам канал был обернут еще одной «рекламной оболочкой» — его спонсировала Fox, продвигавшая свой новый фильм «Побег из тюрьмы».
Впрочем, с тех пор место на Participatory Video Ad неизменно продается спонсорам: ежедневно этот проект смотрят по 400 000 зрителей, что приносит создателям сайта $175 000 в день. Неудивительно, что Харли, по его собственным словам, уже не нуждается в венчурных инвестициях, хотя при этом и не говорит, когда прибыль YouTube позволит рассчитаться со всеми долгами и выйти на окупаемость.
YouTube подписала договор с Warner Music Group, который позволяет пользователям сайта использовать в своих музыкальных видео и любительских фильмах некоторые произведения, правами на которые обладает Warner. Одновременно с этим договор позволяет Warner более жестко контролировать использование защищенных ее копирайтом музыкальных произведений, а в перспективе — взимать за это роялти.
«Если любительское видео будет приносить авторам достаточный доход, то они смогут отказаться от своей основной работы,—фантазирует Беккет. —Мы полагаем, что это один из самых классных способов поведать людям свою историю. Ты не можешь этого сделать при помощи традиционных медиа».
Харли согласен с Беккетом. «Эпоха видеодемократии уже наступила, — говорит он.—Снижение издержек на передачу данных и рост аудитории, жаждущей чего-то необычного, позволяет каждому, у кого есть ноутбук, создавать, просматривать или переделывать практически любой цифровой развлекательный продукт и становиться в один ряд с большой киноиндустрией. В Голливуде всегда будут снимать великие фильмы, но теперь и непрофессионалы могут создавать не менее интересные произведения — и всего за пару минут».