Найти тему
Onoshko Эдуардовна Anastassia

Евдокия Блоха. Поход за знаниями. Часть 1.

Бабушке 12 и она в платье старшей сестры.
Бабушке 12 и она в платье старшей сестры.

Вот я уже в городе, где нет ни одного знакомого мне человека. Моя цель -- устроиться в школу. /О работе не могло быть и речи: ведь мне всего 12 лет. Иду по улице, вижу - школа. Захожу /но представляете, какой у меня вид?/ Подхожу  к уборщице и спроашиваю, как можно пройти  к директору. Она многозначительно и долго на меня смотрела, вернее, рассматривала меня,  а потом сказала, что его нет. Вдруг она говорит: "А вот завуч идет, можно и  с ним поговорить, я подхожу к нему и излагаю свою просьбу. Он тоже на меня смотрит, как на инопланетянина. Правда, выслушал меня внимательно /я заметила на его лице улыбку и обрадовалась/, но он сказал, что я на целый месяц опоздала, и все пятые классы переполнены. Когда я  услышала слово "все", я спросила: "А сколько "все"? Он слегка улыбнулся, потряс мою голову и ответил, что для меня места уже нет.

Когда я вышла из школы, то несколько раз повторила его ответ. А потом у меня возник следующий вопрос, а где мое место? Кто мне его найдет? Иду дальше, а мысли меня все больше одолевают... Смотрю, опять передо мной  школа, захожу и снова тот же ответ...

Сейчас коротко опишу этот город: Белогорск. Раньше это была большая деревня и называлась она Александровка. А когда начали заселять Дальний Восток из центра России, здесь проложили железную дорогу до Хабаровска и Владивостока. И железнодорожную ветку /109 км/ протянули до Благовещенска. И вот эта точка /наш город/ стал узловой станцией, т.к. через нее переправляли все грузы во все районы Дальнего Востока. Сам город был разделен как бы на две части. По одну чторону строились разные учреждения, Добротные дома, мостили улицы, а вторая часто оставалась прежней, не меняя своего облика. Здесь среди вековых сосен стояли частные домики и все было попроще. Этот район называли Сосновкой. Из разговоров крестьян, с  которыми я ехала, поняла, что в Сосновке почти все домики частные. Вот я и решила, что там мне будет легче переночевать. /хоть в собачьей будке/. Решение принято. Иду... Разглядываю всех горожан снизу вверх.

Вдруг мне попадается знакомая фигура, да именно фигура: человек с большим животом и лысой головой. Это был мой первый учитель - Даниил Сергеевич Сергеев. Он меня учил в I-м и во 2-м классах. Я, конечно, бросилась к нему, называя его по имени, отчетсву. Он через живот меня внимательно рассматривает: "Ты кто, деточка?" Я ему все рассказала. Он вспомнил моего отца, которого хорошо знал. Я поведала ему, что приехала сюда учиться, а мест для меня нет. Он достал записную книжечку, написал там что-то и дает мне листочек, говоря: "Ты завтра приходи по этому адресу. Это железнодорожная школа. Я там работаю  и думаю, наш директор для тебя найдет место".

Вот и радость для меня. Хватит огорчений!

Он еще спросил, где я остановилась. Я не знала, что ответить: не поняла значения этого слова и ответила: "Я же здесь стою". Он рассмеялся  и спросил "А где будешь ночевать?" Я залепетала, чтобудто бы меня в "Доме крестьянина" ждут....

Мы разошлись. Тут я задумалась: а правда, где я буду ночевать.... и все время проверяла, где лежит записка. Перешла железно-дорожную линию, иду по одной улице, по другой... Что-то напоминает мне родную деревню. Вижу женщина выбивает уголь из утюга. Подхожу к ней и спрашиваю, как будто у меня в кармане 100 рублей: "У вас нельзя квартиру снять?" Она же, как и все, посмотрела на меня будто на зверушку в зоопарке. Потом спросила: "Ты умеешь пол мыть?" У меня сердечко ёкнуло и быстро отвечаю: "Я все умею делать".

Он пригласила мен в домик, посадила на стульчик и начала со мной разговор вести. Если ты умеешь пол мыть, значит ты можешь  и дров  в дом занести, и воды наносить и т.д. И я на все согласилась. Она сказала, что пока я буду спать в кладовке, кормить они меня не будут. /Она, наверное, подумала, что из городской семьи. Но я на все согласилась. У них маленький домик /две крохотные комнатки и кухонька, а в коридоре кладовка/ -- мое пристанище.  Сколько у  меня было радости в этот день!

Вечером собралась вся семья.

Муж -- дядя Кеша, сын -- Шурик и дочь Тамара. Коротко о каждом из них. Дядя Кеша -- мужчина средних лет. На вид -- рабочий человек, упитанный, с усами и маленькой бородкой. Как-то особенно выделялся большой рот.

Тетя Мария -- женщина лет пятидесяти. Нижесреднего роста, худенькая, очень похожа на артистку Лидию Ломайсон, только намоного моложе. Одета очень аккуратно, можно сказать изящно. Говорила медленно, но убедительно. Видно, что она глава семьи.

Тамара -- 18-летняя девушка, очень некрасивая: большой как у отца рот, портил ее лицо. Училась она на медсеестру и одновременно на курсах кройки и шитья. А по характеру -- добрейший человек.

Шурику 16 лет. Он учился в школе, много читал, как мне казалось, во всем хорошо разбирался. Мне с ним было очень интересно. Забегая вперед скажу, что  мы стали с ним большими друзьями.

Это мои первые впечатления знакомства с этой семьей. И я не смогу на бумаге выразить свой восторг от этого знакомства. Какие это удивительные люди. Они все просидели со мной в первый вечер до 12 часов ночи. Все их интересовало, а особенно то, как я прошла 30 км. Тамара принесла мне таз с теплой водой и, настояла на том, чтобы я попарила и ноги в теплой воде. Вы представляете, куда я попала после  своих мытарств. Для меня это был настоящий рай. И я осталась у них и прожила там три года.

Возвращаюсь к своему большому вопросу -- школа. В этот же вечер я показала адрес школы, который мне дал учитель. Дядя Кеша сразу заявил, что пойдет со мной и скажет, что он мой дядя и будет разговаривать с ними как ответственный человек.

Как вы думаете, я могла спокойно спать в эту ночь? Я была готова всех их расцеловать. На второй день я проснулась очень рано, не могла дождаться, когда все поднимутся. Но, думаю, проводив меня спать,  они еще долго обсуждали этот, свалившийся на их голову вопрос. Утром мне дали кусочек хлеба с маслом и два кусочка сахара. Я было попыталась отказаться под предлогом, что у меня есть хлеб, но они, конечно, не поверили. В это время они тоже завтракали. Но я их хорошо поняла: они не хотели стирать грани в наших отношениях. Меня это обрадовало, я почувствовала свободу в наших отношениях. Мне не надо подстраиваться под их привычки, обычаи... Моя новая жизнь вступимла в свои права. Дядя не изменил своего решения идти со мной в школу, домашних же предупредил, что если кто будет интересоваться кто у нас живет, отвечате: это моя племянница, которая приехала погостить.