5. Геннадий Тимченко Николаевич ~ состояние $20.1 млн.
Геннадий Тимченко стал миллионером еще в 90-е, но долгие годы в России о нем знали лишь немногие друзья и деловые партнеры. Сам он к известности не стремился. Тимченко — ровесник президента Владимира Путина и один из его друзей. Он родился в семье военного в Ленинакане, детство провел в Германии и на Украине, а высшее образование получал уже в Ленинграде.
В конце 80-х Тимченко попал на работу во внешнеторговое объединение «Киришинефтехимэкспорт», которое экспортировало нефтепродукты с Киришиского НПЗ, и это определило его дальнейшую судьбу и карьеру. Вплоть до крымских событий 2014 года торговля нефтью и нефтепродуктами была основным его бизнесом. В 1997 году вместе с партнером Торбьорном Торнквистом он основал нефтеторговую компанию Gunvor. Довольно скоро она стала крупным поставщиком российской нефти на зарубежные рынки. С Gunvor работали государственные и частные нефтяные компании — «Роснефть», «Сургутнефтегаз», ТНК-ВР, «Газпром нефть». К концу 2000-х Gunvor вошла в тройку крупнейших нефтетрейдеров мира: по итогам 2010 года она продала 116 млн т нефти, выручка составила $68 млрд.
4. Алексей Мордашов ~ $20.5 млн.
Алексей Мордашов — герой первого номера российского Forbes. Именно его фото красовалось на обложке журнала, выпущенного в апреле 2004 года. Статью про бизнесмена написал тогда сам главный редактор Пол Хлебников. Мордашов шел к богатству прямым путем, сосредоточившись на металлургии. Основа его состояния — акции группы «Северсталь», базовое предприятие которой — Череповецкий металлургический комбинат (ЧМК), где еще в советские времена работали его родители.
Мордашов родился и большую часть жизни провел в Череповце. Образование получил в северной столице, с отличием окончил Ленинградский инженерно-экономический институт, а после учебы вернулся на малую родину и пошел работать работать на ЧМК. Молодой экономист сразу приглянулся генеральному директору комбината Юрию Липухину. Уже через четыре года, в 1992 году 27-летний специалист стал директором по финансам и экономике, ему же доверили заниматься сбытом продукции. После распада СССР завод практически прекратил поставки на внутренний рынок, и Мордашов, прошедший стажировку в Австрии, начал заключать контракты с трейдерами, отправлявшими сталь на экспорт.
Ему же в 1993 году Липухин поручил заняться приватизацией ЧМК. Мордашов в тайне от директора скупил контрольный пакет, отстранил его от руководства и сам возглавил комбинат. В 2001 году он выкупил долю у Липухина по цене в шесть раз ниже рынка, как утверждал обиженный «красный директор». Только за последние три года Мордашов получил от «Северстали» $3,5 млрд в виде дивидендов. Часть этих средств было вложено в одну из крупнейших в мире туристических компаний TUI с капитализацией почти $6 млрд. Бизнесмену принадлежит 25% акций компании.
3. Вагит Алекперов ~ состояние $ 20.7 млн.
Вагит Алекперов — главный нефтяной магнат России. Принадлежащая ему компания «Лукойл» занимает второе место по капитализации ($67,2 млрд на конец марта 2019 года) среди всех российских компаний, уступая лишь Сбербанку ($71,6 млрд).
Алекперов родился в Баку в семье нефтяника. «Я вырос на нефтяном промысле… У нас во дворе, кроме как веревку забросить и покататься на [нефтяной] качалке, другого развлечения и не было в 50-е годы», — рассказывал миллиардер в одном из своих интервью. Он учился на вечернем в Азербайджанский институт нефти и химии им. М. Азизбекова и работал в производственном объединении «Каспморнефть». За пять лет после окончания института он дорос до заместителя начальника нефтепромысла и в 1979 году уехал работать в Западную Сибирь.
Можно сказать, что Алекперов начал строить свой бизнес еще в 1987 году, когда был назначен гендиректором «Когалымнефтегаза». В 1990-1992 годах он занимал посты заместителя и первого заместителя министра нефтяной и газовой промышленности СССР, а в 1992-1993-х под его руководством три нефтедобывающих предприятия «Лангепаснефтегаз», «Урайнефтегаз», «Когалымнефтегаз» были объединены в нефтяной концерн «ЛангепасУрайКогалымнефть», на базе которого появился «Лукойл».
2. Владимир Лисин ~ $21.3 млн.
Металлург Владимир Лисин известен своим непоколебимым упорством в любом деле. Хотя выбор профессии был случайным, попав по распределению на «Тулачермет», будущий миллиардер прошел путь от подручного сталевара до замначальника цеха. С середины 1980-х до распада СССР Лисин работал на Карагандинском металлургическом комбинате под началом Олега Сосковца, который в 1993 году станет первым вице-премьером в правительстве Бориса Ельцина. К тому времени Лисин тоже переберется в Москву и наряду с будущими миллиардерами Искандером Махмудовым и Олегом Дирапаской станет сотрудником британской Trans World Group (TWG). Ее владельцев — братьев Михаила и Льва Черных — связывали с Сосковцом, а сама TWG была крупнейшим игроком в российской металлургии.
В 1996 году, когда Ельцин уволил Сосковца, а Черные принялись делить бизнес, Лисин не растерялся. Ему удалось установить контроль над одним из наиболее перспективных заводов TWG — Новолипецким металлургическим комбинатом (НЛМК). Он отбился от притязаний братьев, отстоял комбинат в корпоративной борьбе с Владимиром Потаниным, вывел НЛМК на IPO и превратил его в настоящую кэш-машину.
Лисина называют увлекающимся человеком. В 2000-х он активно интересовался политикой в Липецке и строил медиахолдинг. Затем занялся скупкой транспортных активов и увлекся GR. Сейчас его основная страсть — это спортивная стрельба. Мастер спорта по стендовой стрельбе, с 2002 года он возглавляет российский Стрелковый союз, с 2009 года является президентом Европейской стрелковой конфедерации (ESC), а с 2018 года президентом Международной федерации стрелкового спорта (ISSF). В Подмосковье Лисин построил крупнейший в Европе спортивно-стрелковый комплекс «Лисья нора», а на НЛМК запустил линию по выпуску мишеней. Лисин также владеет шотландским поместьем, куда регулярно выезжает на охоту. Его старший сын Дмитрий — тоже заядлый охотник, входит в советы директоров ряда активов Лисина.
1. Леонид Михельсон ~ состояние $24 млн.
Михельсон считает, что не все можно измерить деньгами. В его представлении богатство не главное, главное, чтобы он что-то создал, рассказывает его знакомый. Его цель — стройка: он вышел из прорабов и гордится этим. «Михельсон сам с лопатой в первых рядах — это черта, которая вызывает уважение. Он строитель в широком смысле этого слова. Все время создает что-то, и для него это имеет ценность», — говорит бизнесмен, хорошо знакомый с миллиардером.
Сын строителя, Леонид Михельсон попал на тюменский север из Самары после института — прорабом на стройку газопровода Уренгой — Челябинск. Вставал в шесть утра и, перед тем как идти на работу (планерка начиналась в семь), за завтраком мог выпить водки — работать ему приходилось с особенным контингентом. В строительное управление, где работал Михельсон, в основном отправляли вчерашних зэков. С ними прораб особо не церемонился, и, когда милиция уводила зэков со стройки за плохое поведение, Михельсон часто слышал в свой адрес: «Мы с тобой еще на зоне встретимся».
Но ему попадались и очень приличные люди. На севере Михельсон научился работать с любым контингентом, рассказывает его знакомый. Водку он с тех пор не пьет, предпочитает вино и даже коллекционирует его. Тюменский север Михельсона по-настоящему зацепил. Там все делалось на пределе возможностей, ему, наверное, это и нравилось, считает его знакомый. И когда Михельсона звали в Самару на стройку метрополитена, назад он уже не хотел, строить газопроводы ему больше нравилось. Незадолго до смерти отца он возглавил «Куйбышевтрубопроводстрой».
А мы завершаем наш топ, советую подписаться на наш канал. (Топ был составлен благодаря сайту Forbes)