Не важно, надувная у вас лодка - или в жестком корпусе. Принцип глиссирования у них один. Конечно, говорим сейчас — только о глиссирующих моторных лодках.
Водномоторники знают, чем отличается водоизмещающий режим от глиссирующего режима движения судна. Опытные капитаны вряд ли, прочитают здесь что то новое. Для них советую статью: Рулевое управление мотолодки. Полезные мелочи.
А для начинающих, в двух словах:
Глиссирование
— это скольжение по поверхности воды. Для этого режима необходима достаточная мощность двигателя (чтобы набрать определённую скорость). Так же, необходимо наличие плоскости на днище судна или двигателе, которая и будет выполнять сцепление с поверхностью.
Когда судно выходит в режим глиссирования, потеря мощности двигателя и расход топлива значительно сокращаются, потому что резко снижается сопротивление воды.
Уменьшается "пятно смачивания" (площадь контакта судна с водой).
Водоизмещающий режим
— это такое движение, когда осадка судна одинакова (при движении судна и без движения). При таком режиме движения судно преодолевает сопротивление большой массы воды. Скорость значительно ниже, а расход топлива (на единицу пройденного пути) - выше (по сравнению с режимом глиссирования).
Переходный режим
Иногда (при малой мощности двигателя или слишком тяжёлой загрузке лодки), выход "на глисс" затягивается. Лодка с трудом преодолевает вал воды. Кормовая часть - притоплена, а носовая задрана вверх.
Вот пример:
В лодке большое количество груза (фото ниже). А мотор не в идеальном состоянии - поэтому не выдаёт всю, положенную мощность. Скорость в переходном режиме, примерно 18-23 км. час. (зависит от размера лодки, геометрии, мощности мотора, загрузки, развесовки).
В этом (переходном) режиме - самый большой расход топлива. И самая высокая нагрузка на мотор (по сравнению с глиссирующим или водоизмещающим режимами).
Вот посмотрите. Я фотографировал из своей лодки — как долго и тяжело они преодолевают переходный режим. Переносят вес — ближе к носовой части. Обороты двигателя при этом - максимальные.
И вот, та же лодка — уже перешла в полноценный режим глиссирования. Извиняюсь, что фото не очень чёткие — утро было туманным.
Минимальная скорость, при которой достигается режим глиссирования корпусной лодки (3,8 - 4,6м.), примерно 25-28 км. час.
Выйдя в него, можно (и желательно) снизить обороты двигателя до оптимального крейсерского диапазона. Ведь сопротивление воды стало минимальным. Лодка пошла гораздо быстрее и легче.
На 2Т двигателях мощностью 20-40 лс это примерно 4 - 4.6 тыс. оборотов. (точнее - в инструкции к вашему двигателю).
Для выхода в режим глиссирования требуется значительно больше мощности, чем потом - для поддержания движения в этом режиме.
Очень важно - правильно установить ПЛМ на лодку. Это поможет сократить расход топлива и повысить скорость. В этой статье - полезные советы по установке.
Советую посмотреть видео по этой ссылке: Подбор гребного винта для максимально загруженной лодки.