Найти тему
Лодочник

Мотолодка: Что такое выход на глиссирование

Не важно, надувная у вас лодка - или в жестком корпусе. Принцип глиссирования у них один. Конечно, говорим сейчас — только о глиссирующих моторных лодках.

Водномоторники знают, чем отличается водоизмещающий режим от глиссирующего режима движения судна. Опытные капитаны вряд ли, прочитают здесь что то новое. Для них советую статью: Рулевое управление мотолодки. Полезные мелочи.

А для начинающих, в двух словах:

Глиссирование

— это скольжение по поверхности воды. Для этого режима необходима достаточная мощность двигателя (чтобы набрать определённую скорость). Так же, необходимо наличие плоскости на днище судна или двигателе, которая и будет выполнять сцепление с поверхностью.

Когда судно выходит в режим глиссирования, потеря мощности двигателя и расход топлива значительно сокращаются, потому что резко снижается сопротивление воды.

Уменьшается "пятно смачивания" (площадь контакта судна с водой).

Водоизмещающий режим

— это такое движение, когда осадка судна одинакова (при движении судна и без движения). При таком режиме движения судно преодолевает сопротивление большой массы воды. Скорость значительно ниже, а расход топлива (на единицу пройденного пути) - выше (по сравнению с режимом глиссирования).

Переходный режим

Иногда (при малой мощности двигателя или слишком тяжёлой загрузке лодки), выход "на глисс" затягивается. Лодка с трудом преодолевает вал воды. Кормовая часть - притоплена, а носовая задрана вверх.

Вот пример:

В лодке большое количество груза (фото ниже). А мотор не в идеальном состоянии - поэтому не выдаёт всю, положенную мощность. Скорость в переходном режиме, примерно 18-23 км. час. (зависит от размера лодки, геометрии, мощности мотора, загрузки, развесовки).

В этом (переходном) режиме - самый большой расход топлива. И самая высокая нагрузка на мотор (по сравнению с глиссирующим или водоизмещающим режимами).

Вот посмотрите. Я фотографировал из своей лодки как долго и тяжело они преодолевают переходный режим. Переносят вес ближе к носовой части. Обороты двигателя при этом - максимальные.

Переходный режим. Фото: "Лодочник"
Переходный режим. Фото: "Лодочник"

И вот, та же лодка — уже перешла в полноценный режим глиссирования. Извиняюсь, что фото не очень чёткие — утро было туманным.

Фото: "Лодочник". Режим глиссирования. Лодка "Крым", ПЛМ Honda 30.
Фото: "Лодочник". Режим глиссирования. Лодка "Крым", ПЛМ Honda 30.

Минимальная скорость, при которой достигается режим глиссирования корпусной лодки (3,8 - 4,6м.), примерно 25-28 км. час.

Выйдя в него, можно (и желательно) снизить обороты двигателя до оптимального крейсерского диапазона. Ведь сопротивление воды стало минимальным. Лодка пошла гораздо быстрее и легче.

На 2Т двигателях мощностью 20-40 лс это примерно 4 - 4.6 тыс. оборотов. (точнее - в инструкции к вашему двигателю).

Для выхода в режим глиссирования требуется значительно больше мощности, чем потом - для поддержания движения в этом режиме.

Очень важно - правильно установить ПЛМ на лодку. Это поможет сократить расход топлива и повысить скорость. В этой статье - полезные советы по установке.

Советую посмотреть видео по этой ссылке: Подбор гребного винта для максимально загруженной лодки.