Я. Как вас назвать в тексте?
Собеседник. VikTor von Klein.
Я. Хорошо. Что вас побудило, как вы это определили в предварительной беседе, выйти за границы конвенциональной науки?
VikTor von Klein. На протяжении достаточно долгого времени я стараюсь выстроить целостную картину мира, преодолев когнитивный диссонанс, в который вступают её фрагменты. Ещё в школьные годы я одновременно столкнулся с советскими учебниками, вскользь продвигающими идеи диалектического материализма, и наводнившей перестроечный рынок самиздатовской эзотерической литературой.
Отказываться от какого-то из этих порой взаимоисключающих источников мне не хотелось - пришлось интегрироваться, выстраивать целостный подход
Я. И это удалось?
VikTor von Klein. Если однажды наступит тот момент, когда я скажу, что всё постиг, то это будет либо Самадхи, либо остановка в развитии, вызванная затуманивающей гордыней. Остались некоторые моменты, над которыми размышляю до сих пор, но в общем и целом взаимоисключающих частей стало меньше.
В студенческие годы я обучался на психолога, и объединял академические знания с базой знаний в области эзотеризма и мистицизма. Всякий желающий может ознакомиться с плодами моего творчества. Они лежат в открытом доступе под названием "психосемантика метаорганизма".
Ну и позже, уже защитив кандидатскую диссертацию, я писал научные статьи по психологии на "маргинальные" темы: про жизненный сценарий личности и архетипы. Это было уже не включением психологии в мистический контекст, а наоборот.
Я. Включением мистики в психологический?
VikTor von Klein. Скорее, описанием мистицизма на психологическом языке. Многие процессы и явления описываются в нескольких традициях разными языками, но предметное содержание имеют идентичное.
Например, в психологии Л.С. Выготский говорит о единстве аффекта и интеллекта. Это очень похоже, например, на описание мыслеформ в трудах Ч. Ледбитера и А. Безант, выделявших в их структуре астральный и ментальный компоненты.
И такие параллели можно провести не только в теории, но и в практике.
Например, выбор карточек в цветовом тесте Люшера похож на гадательные системы. Или гадание на кофейной гуще по сути очень похоже на проективные психодиагностические методики.
А в последнее время приобретают популярность метафорические ассоциативные карты - они ещё больше стирают грань между психологическим консультировнаием и, например, гаданием на Таро.
Я. Используете ли МАК вы сами?
VikTor von Klein. Я использую более традиционные мантические системы - Руны и карты Таро.
Но пришёл к ним через психологию. Если рассматривать психологически понятие архетипа, то можно выделить три явления, составляющие его предметное содержание:
1. Некая базисная тенденция, проявляющаяся на нижележащих уровнях в форме символов.
2. Сами символические проявления.
3. И третье проявление, которое в академической психологии чаще всего остаётся за бортом - проявление базисной тенденции в свойствах предметов и явлений. И если традиционная наука обходит это третье проявление стороной, то Изумрудная скрижаль Гермеса, например, обозначает его знаменитым тезисом «что наверху. то и внизу».
Я. То есть, внутренний мир человека и происходящие с ним внешние события всегда как-то пересекаются?
VikTor von Klein. Ну, внешние события есть отражение внутреннего мира человека. Ещё философы Возрождения говорили о подобии микрокосма и Макрокосма. Соответственно, если во внешнем мире происходят события, которые человеку не нравятся, то преобразование мира внутреннего может либо устранить причины явлений, приводящих к этим событиям, либо же изменить отношение таким образом, что событие перестанет человека волновать.
В научной психологии есть понятие, описывающее единство физического и психического - психосоматика. Физическое и психическое состояние человека влияют друг на друга. Упрощённо говоря: например, у человека болит живот и это его не радует - вот пример влияния физического на психическое. Или, например, человек волнуется и у него трясутся руки - это уже влияние психического на физическое.
Я. И мантика помогает найти путь? То самое преобразование внутреннего мира, которое изменит в нужную сторону мир внешний?
VikTor von Klein. Мантические системы - это, в первую очередь, инструмент диагностики. Довольно часто встречающаяся проблема - получив предсказание, люди воспринимают его как приговор, нечто свершившееся и предопределённое. Однако, сходив на консультацию к врачу, люди ищут способ лечения. Или, обнаружив неисправность в приборе, думают о способах его (прибора) ремонта. Аналогичным способом, как мне кажется, стоит относиться и к мантическим системам - как к инструменту диагностики, позволяющему увидеть то, что скрыто. Подобно рентгеновскому аппарату, например.
Я. Что именно «высвечивает» мантика? Как бы вы это описали?
VikTor von Klein. Мир в том проявлении, которое «схватывают» гадательные системы, представляет собой поле вероятностей. И любое действие человека ведёт к перераспределению вероятностей событий. Например, подготовка к экзамену увеличивает вероятность его сдачи, но не гарантирует: носителю знаний перед самым экзаменом может упасть на голову кирпич. Как раз такой «кирпич» и позволяет увидеть мантическая система. Формулируя вопрос «что будет, если я поступлю определённым образом», можно увидеть скрытые нюансы, которые не всегда можно предсказать рационально-логически.
Я. Традиционное завершающее - может, вы хотели рассказать о чем-то, но я не спросил?
VikTor von Klein. Такого нет.
Я. Какие контакты или ссылки оставите моим читателям?
VikTor von Klein. Я воплощаю свой интегративный подход в группе ВКонтакте.
Работа производится в дистанционном формате: повторюсь, я живу в самом малонаселённом регионе России и на большом отдалении от центральных районов страны. Это несколько затрудняет коммуникацию, но я с радостью готов выслать обратившемуся фотографию расклада как свидетельство проделанной работы.
Также работаю в телеграме, на канале @Destinylab.
От интервьюера: я также работаю консультантом по выбору Пути.