Найти в Дзене
Книжная_полка

"Элегантность ёжика", Мюриэль Барбери

Каждому ли доступно сочетать несочетаемое так, чтобы это выглядело по меньшей мере приемлемо, а ещё лучше - органично? В частности, философию (от Канта до Оккама), Льва Толстого и Японию? Видимо, всё-таки не каждому. За "Элегантность ёжика" я схватилась опять-таки благодаря названию. И в самом начале даже показалось, что у нас с этой книгой за авторством Мюриэль Барбери может что-то получиться. Люди пускаются в погоню за звездами, а кончают тем, что трепыхаются, как золотые рыбки в аквариуме. Вся глубина трагедии заключается в том, что в книге, где ровным счетом ничего не происходит, слишком много места отведено философии и каким-то пространным рассуждениям. А ещё творчеству Толстого и Японии. Честно могу признать, что "Анну Каренину" не переношу в принципе, "Война и мир", за исключением пары сцен, навевает тоску смертную. А японская культура от меня столь же далека, как и сама Япония, если не дальше. И в парижский фешенебельный дом и жизнь его обитателей каждая из этих деталей вообщ
Photo by Tadeusz Lakota
Photo by Tadeusz Lakota

Каждому ли доступно сочетать несочетаемое так, чтобы это выглядело по меньшей мере приемлемо, а ещё лучше - органично? В частности, философию (от Канта до Оккама), Льва Толстого и Японию? Видимо, всё-таки не каждому.

За "Элегантность ёжика" я схватилась опять-таки благодаря названию. И в самом начале даже показалось, что у нас с этой книгой за авторством Мюриэль Барбери может что-то получиться.

Люди пускаются в погоню за звездами, а кончают тем, что трепыхаются, как золотые рыбки в аквариуме.

Вся глубина трагедии заключается в том, что в книге, где ровным счетом ничего не происходит, слишком много места отведено философии и каким-то пространным рассуждениям. А ещё творчеству Толстого и Японии.

Честно могу признать, что "Анну Каренину" не переношу в принципе, "Война и мир", за исключением пары сцен, навевает тоску смертную. А японская культура от меня столь же далека, как и сама Япония, если не дальше. И в парижский фешенебельный дом и жизнь его обитателей каждая из этих деталей вообще не вписывается, как бы автор ни пытался.

Вот так и получается, что всякие мелочи (хотя какие уж они мелочи) портят всю картинку.

У взрослых истерическое отношение к смерти, они придают ей непомерную важность, разводят вокруг нее всякие церемонии, тогда как это самая обычная вещь на свете.

В "Элегантности ежика" много того, что принято называть умными цитатами. Собственно, почти всю книгу можно разорвать на тысячу маленьких цитат (простите, не удержалась), которые потом кто-нибудь с умным видом будет копировать для своего очередного статуса.

Но цитат много, а удовольствия от чтения нет, ты просто продираешься сквозь страницы (или, скорее, мини-главы на десять предложений) лишнего, чтобы наконец разобраться в происходящем.

Ведь в городе именно собаки водят хозяев на поводке, а не наоборот, просто об этом как-то никто не задумывается.

Книга от первого лица - это всегда риск. В каком-то случае оправданный, в каком-то - нет. Но когда этих первых лиц двое, невольно сравниваешь их между собой. Рене, слишком образованная консьержка, Барбери точно удалась. А вот девочка Палома (и то в первой половине книги ее имя не встречается ни разу, поэтому у меня в голове она даже сейчас остаётся просто девочкой) начинает раздражать буквально сразу. Этакая смесь презрения к окружающим, самомнение величиной с Эверест и попытки прикрыть это сверхчувствительностью. Неинтересное в своем критическом отрицании всего существо, не более.

Шаг за шагом взбираться на свой личный Эверест, так чтобы каждый шаг отпечатывался в вечности.

Если сократить книгу ровно на две трети, получится неплохая (и весьма неплохая) новелла. В современном духе, полностью соответствующая нынешним тенденциям в области литературы. Но увы.

Хотя я почти что готова перевести эту книгу в разряд "неплохих" благодаря финалу. Когда ты заплутал в философских дебрях и внутреннем мире героев, нет ничего лучше, чем отрезвляющий ушат холодной воды на голову в виде последних двух глав романа. Этакий закрыто-открытый финал, лаконично и некрасиво разбивающий розовые очки читателей (может быть, даже стеклами внутрь). И никакой философии и поэтики.

***

Что почитать? На Книжной_полке всегда найдется несколько вариантов.