Преодоление водных препятствий всегда было существенной проблемой для армии. До Второй мировой войны единственным способом преодоления рек, где не было мостов, были гребные лодки и тяжелые, труднопроходимые понтонные мосты. Все изменилось в начале 1940-х годов благодаря британскому инженеру-строителю Дональду Бэйли, который спроектировал необычный балочный мост, названный в честь его имени "Bailey bridge".
Создание моста Бейли
Сэр Дональд Колман Бэйли родился 15 сентября 1901 года. В юности он интересовался инженерным делом и строительством мостов, но как это часто бывает, ему не удалось совместить свою страсть с профессиональной работой. На рубеже 1920-х и 1930-х годов он некоторое время работал в экспериментальном мостовом учреждении, но низкие доходы заставили его уйти. В 1940-х годах он был гос служащим в британском военном министерстве.
С началом Второй Мировой войны, Бэйли решил вернуться к своей страсти и помочь британской армии преодолеть одну из многих трудностей войны - преодоление водных преград. В мае 1941 года он разработал необычный мост, состоящий из множества сегментов, которые можно было независимо комбинировать, подбирая длину и ширину переезда в соответствии с потребностями.
Разработанный проект был ответом на потребности британской армии, которая искала не трудоемкий для строительства, легкий и прочный мост, который мог бы удерживать британские танки. Мост был бы дешевым и достаточно простым, чтобы его можно было построить на неспециализированных объектах.
Созданный Дональдом Бэйли проект балочного моста понравился британской армии. Однако проект не был отшлифован до конца, поэтому была создана специальная комиссия, состоящая из специалистов Инженерного Королевского Корпуса, которые должны были доработать проект.
В ходе работ был разработан совершенно новый мост, полученный из проекта Бэйли и использующий его идеи. В течении испытаний было проведено множество тестов на нагрузку, целью которых было проверить максимальную несущую способность моста. Интересно, что в британской армии для этого не было тяжелой бронированной техники, поэтому для испытания моста на прочность на корпус тяжелого танка Mark V прошедшего Первую Мировую войну, водружали более легкие танки.
В конечном счете итоговый вариант Моста Бэйли был разработан таким образом, чтобы он состоял из 28 стандартных универсальных элементов и 100 специальных элементов, используемых в нетипичных ситуациях. С самого начала предполагалось, что строительство переправы будет осуществляться вручную, без использования тяжелой техники,что должно было облегчить работу.
Эксплуатация моста
Впервые Мост Бэйли использовался во время боев в Италии, где быстро приобрел популярность. В ходе подготовки к высадке в Нормандии было принято решение о массовом производстве конструкций, с тем чтобы обеспечить десанту соответствующую поддержку, что дало возможность преодолеть практически любое водное препятствие.
В Италии самым длинным из построенных мостов Бэйли была переправа через реку Сангро длиной 343 метра и реку Чинвин длиной 351 метр. В общей сложности союзники построили на этом фронте более 3000 мостов общей протяженностью около 90 км.
В ходе боев спрос на мосты был настолько велик, что их производство началось в США, а использовали их все Союзные войска, сражающиеся в Европе. В ходе войны британцы произвели в общей сложности 490 000 тонн элементов моста Бэйли, эквивалентных 322-километровой переправе. Американцы не были настолько искусны в производстве, ими было произведено элементов общей длиной около 32 км.
Мосты Бэйли использовались по-разному. Их модульная конструкция позволяла строить разнообразные переправы, состоящие из одного пролета над узкими реками, или мосты, состоящие из нескольких пролетов, длина которых может быть довольно большой.
Последним типом мостов Бэйли была штурмовая версия. Такие сооружения строились на суше, а затем перемещались к реке на специальных колесных или гусеничных шасси, чтобы быстро преодолеть переправу.
Хорошо обученная команда могла построить 30-метровый мост за полчаса. Все благодаря простой конструкции моста.
Заключение
Мост Бэйли считается одним из чудес военной инженерии Второй Мировой войны. Хотя на самом это было результатом кропотливой и вдумчивой работы. Многие временные мосты, построенные военными, использовались и в послевоенное время в течение многих лет, пока не были созданы новые переправы.
Если Вам было интересно, то поставьте лайк и сделайте подписку на канал. Впереди будет много интересного! Мирного Вам неба над головой