Найти тему

Как решали проблему долгов в Древней Руси?

Судя по той информации, которую нам предоставляют исторические источники (прежде всего — новгородские берестяные грамоты), в Древней Руси давать и брать в долг было в порядке вещей. Причём в долговые отношения вступали совершенно разные слои населения: купцы, знать, землевладельцы, горожане, простой люд.

А. М. Васнецов. Новгородский торг. Изображение из открытого источника
А. М. Васнецов. Новгородский торг. Изображение из открытого источника

Данное явление было повсеместно распространено даже несмотря на то, что давать в долг было очень рискованно. Главная проблема для кредиторов была в том, как заставить должника выполнять свои обязательства. Ведь в те времена государственные институты были ещё не настолько развиты, чтобы предоставить заимодавцу в этом деле должную помощь.

Забота о взыскании долга ложилась в основном на плечи кредитора. Хорошо, если он имел необходимые средства и обладал достаточным влиянием, чтобы взыскать с должника причитающуюся сумму или заставить его отработать долг. Но такие возможности были далеко не у всех. Многим приходилось очень сильно стараться и прикладывать большие усилия, чтобы отстоять своё право.

Например, приезжает в русский город иноземный или иногородний купец, берёт у местного жителя деньги в долг, а потом пропадает. Живёт у себя где-нибудь в Швеции и в ус не дует. Ну и как заставить его в этом случае вернуть деньги?.. В таких случаях в Древней Руси существовал специальный обычай, который назывался «рубеж».

О бытовании в древности некоторой процедуры под названием «рубеж» историки знали достаточно давно. В договорах XII-XIV вв. между русскими княжествами или между русскими князьями и иноземными послами часто фигурировала формула «рубежа не деяти» или «рубежа не творити» (см. договор Ярослава Владимировича с немецкими послами). Из этих документов следовало, что существовал некий достаточно устойчивый обычай, который в те времена старались искоренить. Однако в чём конкретно эта традиция выражалась, оставалось не до конца понятным.

Э. Н. Иванов. Новгородский торг. Изображение из открытого источника
Э. Н. Иванов. Новгородский торг. Изображение из открытого источника

Свет на эту проблему пролила найденная в результате новгородских раскопок берестяная грамота XI века. Грамота представляет собой письмо, в котором Жировит пишет Стояну о том, что прошло девять лет с тех пор, как он ему должен. Жировит призывает Стояна вернуть добро, иначе он возьмёт товар у какого-нибудь знатного новгородца (грамота № 246).

А. А. Зализняк считает, что в этом послании как раз и описан процесс «рубежа». То, что хотел сделать Жировит, в письме обозначено как «рути» — это слово, так же как и пресловутый «рубеж», по мнению специалиста, никак не связано с глаголом «рубить», а обозначало то же, что и немецкое «rauben» («грабить»).

Получается, Жировит собирался переложить долг на случайно подвернувшегося земляка Стояна и конфисковать причитающееся уже с него (видимо, с помощью местного князя). Расчёт был такой: раз уж Стоян отсиживается где-то вдалеке и достать его собственными силами сложно, то подвергшийся «рубежу» соотечественник уж точно его отыщет и выбьет из него долг.

Подводя своеобразный итог, можно сказать, что практика «рубежа» была достаточно варварской традицией, не удивительно, что впоследствии наши предки старались от неё избавиться. И надо сказать, они достаточно преуспели в этом: обычай забыли настолько сильно, что современным специалистам потребовалось немало сил и времени, чтобы понять, что он собой представлял.

Материалы по теме:

Как на Руси животных и предметы судили.