Найти тему
From Nice with Love

Русский император, Хворостовский и Эйфелева башня: история одного французского театра

За ложами и фресками спрятался букет в гамме мной нежно любимого оперного театра Ниццы: эвкалипт цвета меди и розы в оттенках мрамора из Вероны. Великолепный! Он сделал бы честь любому городу.

Тут представляли свои мировые премьеры Берлиоз и Массне, здесь дирижировал Иоганн Штраус и слушал оперу русский император Александр II, пели Монсеррат Кабалье, Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, и Дмитрий Хворостовский, впервые в Европе, выступал именно здесь..

В 1776 году в углу Салеи появился домашний театр Маккарани. Его называли «маленьким деревянным театром ̶П̶а̶п̶ы̶ ̶К̶а̶р̶л̶о̶». В 1826 году город купил здание с тем, чтобы отстроить большую оперу в итальянском стиле.

Проект неоклассического здания театра разработал архитектор Бенедикт Брунати. За образец он взял театр Сан-Карло в Неаполе – без сидений, с несколькими ярусами лож. Роскошный занавес создал художник Жан-Батист Бискарра. Однако всё это великолепие радовало горожан чуть менее полувека: 23 марта 1881 года, во время исполнения «Лючии ди Ламмермур», на сцене вспыхнуло пламя: считается, что произошла утечка газа, на котором тогда работали светильники рампы. В Ницце, на замковой горе, есть мемориал в память об этой жуткой драме.

Пожар уничтожил театр до основания. В 1882 году муниципалитет принял решение восстановить его, для чего был приглашён архитектор Франсуа Он. Долго работавший ассистентом Гюстава Эйфеля, Он построил здание, выглядящее традиционно, но изнутри укреплённое мощной металлической конструкцией. По-новому, подковой, был спланирован просторный зал, вмещающий более тысячи зрителей.

Художник Эммануил Коста расписал потолок изящной фреской, сюжет классический - музы рады, что мы рады. У здания два парадных фасада: северный, с главным входом, выходит на улицу Сен-Франсуа-де-Поль, а южный – прямо на променад, на набережную Этазюни.

Новый театр открылся 7 февраля 1885 года исполнением «Аиды» Верди. И именно здесь французы и кому повезло, впервые увидели и услышали «Силу судьбы» Верди, «Лоэнгрина» и «Золото Рейна» Вагнера, «Евгения Онегина» Чайковского. Последний, наверное, из гранд театров неотреставрированный, надо ехать смотреть стремительно. Повод не меньше Брейгеля!