Найти в Дзене
Где-то на земле

Болото

Мы стояли лагерем в берёзовом лесу, в Новгородской области. Был конец апреля. Каждый день утром и вечером мимо нас ходил Серёга, он собирал на болоте прошлогоднюю клюкву и продавал её, с этого и жил. А мы искали бойцов Красной армии, погибших в этом лесу во время Великой отечественной. Они были всюду, одного подняли метрах в пяти от лагеря. И по всему лесу были воронки, вся земля «звенела» под металлоискателем, она была набита патронами, осколками от снарядов, от миномётных мин. И не только осколками. Однажды наши мальчишки в лесу встретили Серёгу, он шёл по лесу и колотил по берёзам миной – таким здоровым железным блином. Мина была не взорвана. «Страшно?», - спросил он наших, - «А мне вот ни хера не страшно!». И ушёл дальше, продолжая постукивать по берёзам. Ничего с ним не случилось, на следующее утро он снова шёл за клюквой.

Однажды мы тоже ходили на то болото. Серёга сказал нам, что на острове посреди болота лежат красноармейцы. Откуда-то он это знал. Вообще, те, кто там живут, могут многое подсказать, где лежат наши бойцы. Не всегда, правда, верно. Мы пошли проверить. Дошли до болота, остановились на краю. Остров был в километре от нас. Было страшновато, но на поверхности воды плотным ковром лежала трава, её стебли и корни были переплетены, как нитки в полотне. Мы шли, и они слегка проваливались под нами. Ощущение было такое, будто идёшь по надутому пляжному матрасу. И так – километр. Торчали кочки, на них можно было присесть. Мы нагибались за клюквой, ели её. Я съела немного и поняла, что немного захмелела. Клюква была прошлогодняя, погода много дней стояла не то что тёплая, а жаркая. Ягода начала бродить, так я решила. Потом я думала, может быть, голова у меня немного закружилась от того, что я собирала ягоды внаклонку? Но я не так уж и много их съела, не так много собрала их.

На острове мы в самом деле нашли останки двух бойцов. Пошли обратно по болоту. Можно было не спешить, солнце было уже не таким ярким, подбиралось ближе к горизонту. Мы снова поели клюквы, посидели на кочках. У меня в памяти осталось, как двое человек из наших сидят на большой кочке. Андрей спиной, а Люда боком ко мне. Они сидят в сухой траве, рядом с ними совсем маленькая тонкая берёза. Андрей как всегда молчит, Люда что-то говорит. Серая сухая трава, маленькая берёзка, безоблачное небо. После инсульта Андрей перестал ездить в поисковые вахты. У Люды много работы в школе, и её не отпускают в конце учебного года на три недели. Я тоже уже несколько лет не была в тех местах. Но это болото и этот день остались у меня в памяти.