Найти тему
Под Тенью Ворона

Бубен, работа с бубном

Сегодня хочу немного рассказать про бубен, про свой и про то как у меня с ним выстраивалось взаимодействие. И про работу с ним. Но думаю статья получится долгой, с множеством разной информации.

Начиная интересоваться шаманскими практиками, как и многие, я начитался кучи различной литературы. В том числе изучил много книг от практикующих шаманов из коренных народов и из разных традиций.

Желание обрести этот инструмент очень долго шло изнутри, вместе с пониманием, что если я начну камлать - то это навсегда, назад пути уже не будет. До этого я около трех лет изучал и работал с варганом. В определенный момент мне пришло понимание, что варгана не хватает, я могу "глубже", но через него не получается.

В разных традициях бубен приходит не сразу, шаман должен пройти ступени, смотреть, помогать действующим шаманам, учиться чувствовать. Более того многие опытные шаманы из коренных народов против того, чтобы кто попало покупал бубны. И это понятно, недостаток опыта, работа "от головы", появляется много фейковых шаманов, кто себя таковым называет. Причин у них много.

Поэтой причине, я честно ждал, и рождал в себе желание. Мне пришла в голову идея, что бубен должен прийти сам, кто-то мне должен его сделать, или предложить сделать и подарить, или я его должен найти. И я ждал и ждал. Но не случалось. А внутренняя потребность росла, и однажды осенью я начал искать мастера, кто его воплотит. Имея опыт изготовления своих небольших работ, я искал мастера по духу. И нашел, в Запорожие ( на Украине ). Опытный мастер на тот момент изготавливал работы уже более 10 лет и работал сам с этим инструментом. Работы мне его откликнулись. У него я и заказал. И ждал еще 3 месяца. Бубен пришел за несколько недель до весеннего равноденствия. В эти дни я и пошел в лес.

Долго искал себе место для камлания, где бы не помешали люди, и где была бы природная среда, подальше от города, но с возможностью утром уйти и вечером вернуться. Нашел такое место на одном горном хребте. Выбирал поляну я тоже долго, помню шел через сугробы по пояс по следам лисы пока место не нашлось само. На обрыве горного хребта, с видом на лес и горы рядом с высокой старой сосной.

Опыта на тот момент у меня было не много, больше двигался на основе чувствования и на том, что видел на паре обрядов, на которых присутствовал ранее.

Бубен учил, учил сам и открывался постепенно. Когда я понял, что он сам ведет, что не надо думать и придумывать ритм это уже было третье камлание. У бубна разделяют три мира, центр средний мир, нижняя часть - нижний мир, и верхний мир соответственно. Начинал я камлание обычно с середины, исследовал то пространство которое открывалось. Внутреннее состояние менялось в зависимости от места по которому я ударял. Потом пришло понимание, что закономерно и обратно, выстраивая намерение ( например на открытие Белой Дороги ) бубен сам брал меня, и давал тот или иной ритм, следить уже не нужно было.

Ритм приходит изнутри от состояния, от желания, от намерения, он может меняться, становиться интенсивнее или становиться медитативным и медленным, ты следуешь за ним. Становишся на этот момент единым с "конем".

Уже летом, уходя в неглубокий транс, я стал слышать песни, они приходили из этого пространства, как будто были в том резонансе и звуке, что появлялся. Я повторял их, как мог, и насколько позволяло свое внутреннее раскрытие. От одних песен и ритма земля уходила из под ног и чувствовалось парящее состояние, от других ты больше погружался в себя, чувствовал землю, почти замирая в той глубине.

Дальше уже меняя места, и камлая с кем - нибудь приходило понимание, что бубен ведет себя по разному, выдавая разный ритм самостоятельно. В зависимости от людей, что окружают на обряде, в зависимости от места.

Иногда стали приходить видения, похоже это на тот момент когда ты между сном и бодрствующим состоянием, и в этот момент приходил тот или иной образ, относительно того о чем и зачем ты камлаешь, или это было не связанно, когда я не понимал зачем этот образ пришел. Но видеть все время такие образы я не стал. Т.е. мне не приходят всегда картины, и видения. У меня все на основе чувств, на основе состояний, как то больше в этом поле идет работа.

-2

Позже я открыл голос, и стал подымать энергии и состояние голосом. Открыл мне его Николай Ооржак на одном из своих уроков в Туве. До этого было какое-то стеснение, и не только перед людьми, но даже когда один в лесу, внутреннии блоки. Помню мы очень долго дышали ( можно было бы сказать, что это похоже на чакровое дыхание или холотропное ) в определенный момент я понял, что еще один вдох и я упаду, тело резонировало и вибрировало, глаза застелил белый свет. И тогда мы начали поднимать звук, вернее просто открывались звукам, исследуя свои голос, его силу, глубину, откуда он может из тела идти. После этого в работе с бубном я начал совмещать, голос поднимает очень быстро до транса, дает много энергии. Открывает самого и тех, кто вокруг.

Через какое-то время на одном из обрядов мне пришло имя бубна, он сам себя назвал, через образ, и чувство. И я стал видеть имена некоторых других инструментов, которые открывались, у других шаманов и практиков.

Дальше пришло знание, что бубном можно чистить - "пробивать", или вернее сонастраивать человека частотой вибрации.

Свой бубен я не достаю для "просто постучать" или когда "джемят" (для музыки ) это обрядовый инструмент.

Бубен взрослеет вместе с шаманом. Он изменяется в звуке в вибрации. Раньше это был веселый, тонкий звонкий инструмент, мне даже казалось что ему не достает низов. Постепенно работая с ним, открывались новые пространства и состояния и он становился глубже, серьезнее. Сейчас я бы сказал, что он взрослее меня, или опытнее, хотя путь у нас один. Это серьезный Дух, камлая мы уже "не шутим". Бывало он показывал свою силу на обрядах, даже если я не хотел умом, понимая что я не достаточно опытный еще чтобы диктовать вести. У духов иное мнение, иногда включаясь он соединятся с вибрациями других шаманов, может сам по своему желанию заглушить ( грубо будет сказано "вырубить" ) другого шамана, который транслирует "неверное" состояние. Или наоборот направляет других, кому не достает энергии. Бывали камлания, когда долго не могли поднять энергию, шаманы сдерживались, или бубны "не тянули", а я придерживал в общем тихом ритме, но состояние нарастало и когда оно брало, мой инструмент просто взрывался, заполняя собой все, поднимая остальных. Но чаще я всетаки контролирую чувствами его работу, придерживаю где нужно, сонастраиваясь с общим полем.

-3

Немного расскажу, как у меня внутренне проходят общии обряды.

Камлать группой и проще и сложнее одновременно. Проще потому что много камов, кто работает и поднимает по разному энергию, получается мощнее, все поддерживают общее поле. Про сложнее раскрою в процессе...

Я учусь в основном у Тувинских шаманов, учусь пока без посвящения, но к этому все походу стремится. Поэтому и рассказывать буду основываясь на опыте камлания с этой традицией.

В начале помогаем с дровами, складываем костер. Костер чаще делается на камнях, всегда есть вход, с которого закладывается подношение, это различная пища подготовленная заранее: печенье, масло, конфеты, иногда вареное мясо барана, артыш, рис, талган. Далее более опытные открывают пространство, говорят о цели обряда, настраивают. Начинают. Разжигается огонь. Кормят духов разбрызгивая молоко, молочную водку (Араку) обходя костер. Поют алгысы. Когда старшии создают ритм, ты чувствуя их через состояние и вибрацию бубнов. Включаешся постепенно сам. Начиная потихоньку входить в это пространство. Важно чувствовать общее направление, энергию, общий ритм, сонастройку. Даже если некоторые ведут свой ритм, тем не менее образуется общее чувственное пространство. Не знаю, что видят другие шаманы. Я чувствую. Чувствую, когда и кто в каком состоянии и поддерживаю общее поле. Камлание идет пока костер не прогорит, пока подношение не будет полностью принято, пока не придет раскрытое состояние виденья вне ума, транс. Хотя трансом можно назвать и сам процесс.

Бывает сложно, когда камлают разные группы сообщества, начинается некоторая борьба внутри. Бывает та или иная группа шаманов включается в пространтво со своими энергиями и ритмами, пытаясь или ломая если они сильнее прошлой группы, направление. Пожалуй я бы мог назвать это шаманскими войнами, однако я не такая большая рыба, чтобы меня пока пытались сломать. Держу общее поле той группы, которую выбрал. Если все начинает ломаться и каждый уходит в свой ритм, подключаюсь к шаманам, что открывали камлание, считываю их состояние и транслирую его. Иногда помогаю выстроить общее поле таким образом. Помогаю голосом, когда нужно, иногда камлаю молча. Идет работа и через тело, через движения, через духов животных. Когда шаманы входя в дух траслируют энергии этих тотемов. Иногда присутствуют образы смены человека на зверя. Преображаются в птиц, медведей, волков и т.д.

Очень видно тех, кто работает от ума ( неошаманы или не чувствующии ), они просто стучат в бубен, энергии в их работе нет, или не та, или стучат свой ритм не смотря ни на что, не чувствуя группу. К сожалению это сейчас имеет место быть особенно на фестивалях, где много совсем начинающих.

Однажды был инцедент, когда на общем камлании одного сообщества включились такие "неошаманы", один ходил против общего круга, орал что-то непонятное, бил свои ритм не чувствуя остальных, убирал бубен, доставал камеру начинал фотографировать, потом опять брал бубен, опять убирал, подходил к огню, просто грелся...вообщем комментарии излишни. В определенный момент нашлись те кто его просто ( пришлось грубо ) отогнали от костра. Как в последствии выяснилось, человек наелся ЛСД. И мне было стыдно, за него, за многих кто идет в традицию, которая открыто делится знанием, и творит такую фигню...

Но чаще не чувствующие безобидны, они особо не мешают, тихонько стучат, выходят в своих непонятных костюмах, и также уходят от костра.

-4

По окончанию обряда, когда чувствуется, что общее состояние всех вокруг соединилось и поднялось, открывается "виденье". Четкая осознанная картинка восприятия мира, обостряются чувства. Чувствуется благость, состояние покоя, высоковибрационное состояние чувствования.

На больших обрядах, где участвуют шаманы в традиции к этому приходят всегда.

Однако бывают случаи тяжелые: пару раз мне приходилось помогать в лечении тяжелобольных. Однин раз мы работали на рассвете в 4 утра. И обряд шел до 8, шел долго и тяжело. Ведущая шаманка снимала порчу через себя, но и на многих других тоже пришла чистка и приходит это на физическом плане, когда рвет, а после обряда бежишь в туалет и надолго. И бывает, что нужное состояние не выстраивается до конца, и ты это чувствуешь, что нужно еще обряд или несколько. Один я конечно не возьмусь пока за такое, недостаточно опыта, знания.

Бывает на общих обрядах, где идет открытие белой дороги, особенно на больших фестивалях, куда приглашают шаманов коренных народов, они ведут, я помогаю, и присутствует еще группа незнакомых мне людей с бубнами. И бывает на обряде просто много закрытых людей, кто внутренне не понимает и не принимает происходящее. Такое поле поднимать сложно, иногда приходится уходить за круг пока идет обряд и обходить каждого по кругу, пробивая бубном и сонастраивая.

В начаое обряда я окуриваю бубен артышем, окуриваюсь сам или прошу товарищей, если присутствует опытный шаман или группа, что проводят чистку я ее прохожу у них. Кормлю в конце обряда огонь сам, благодарю, очищаюсь у дыма жертвенного огня, наполняюсь, очищаю бубен. Иногда в конце обряда очищаю бубен артышем еще раз. Кормлю ( смазываю инструмент ) топленым маслом, или молоком, или жиром. Есть мастера, которые говорят, что бубен нельзя смазывать такими вещами, и для мембраны достаточно репейного масла. Но это если относиться к бубну как к инструменту музыкальному, если ты используешь его для камлания, то просто чувствуешь, когда и чем надо. Глубина звучания и чувствования инструмена меняется когда кормишь, чувствуешь когда бубен доволен. Так же чувствуешь когда голодный.

На обрядах всегда присутствует некоторая природная магия, стихийная. Если идет дождь он прекращается, расступается туман. Бывает приходит гроза. Или во время обряда посреди погодного затишья начинается ветер. Облака начинают проявлять образы животных. Однако со стихиями я пока не особо много работал. Не дошло еще глубокое понимание этого, не балуюсь. Но знаю шаманов что руками отводят тучи, или разгоняют облака варганом, или просто зовут легкий ветерок. Если во время обряда вижу что образуется природная аномалия и чувствую как это делается, то помогаю направляя в это энергию. Но сам пока не научился открывать эти пространства. Максимум в глубоких трансовых состояниях, на церемониях южноамериканских традиций, вызывал дождик или видел как это делается, но тогда ткань материи "тоньше" и энергия дается духом растений силы.

И пожалуй на этом закончу, чтобы не делать длинный рассказ. Хотя есть еще моменты, которыми мог бы поделиться.

Единственное что скажу, шаманизм это серьезно, тут не место шуткам, уму, или нарушению порядка, когда дело касается обрядов. Дисциплина и ответственность. Ну и конечно чувствование, без него - это просто игра и баловство.

Благодарю и Во Благо!