Каждый второй человек в жизни сталкивался с сетевиком, листал каталоги, может быть, что-то по ним заказывал, был приглашен деликатно и завуалированно на встречи в офис компании или же подвергся жестким неадекватным продажам.
Давайте разберемся, что же в итоге этот сетевой маркетинг - будущее индустрии бизнеса или же вымирающий сегмент, которому скоро придёт конец?
Если критично смотреть и выбирать только из двух вариантов, то я больше склоняюсь к будущему: если в Японии уже продукты первой необходимости, электроэнергия и водообеспечение базируются на MLM, чем все остальные страны хуже? Может и до нас докатится...
Но есть одно большое НО. Это менталитет. В постсоветских странах всегда большой проблемой была сильная эмоциональная отдача: открытая душа, узнав о прекрасных возможностях стремится рассказать всем и сразу и бывает неадекватно настойчива. И, вместо поколения сетевых бизнесменов, в какой-то момент мы получили армию сектантов, пугающих людей. В каких-то уголках страны и других странах СНГ это ещё можно наблюдать.
Что же с этим рынком сейчас? Учебные программы пропитались русским духом, вместо американской мечты стали ставиться конкретные цели, даваться толковые учебные и продающие материалы...в целом, облик российского сетевика стал приближен к образу нормального человека. Но этого все ещё недостаточно. Старую школу из головы убрать слишком сложно, а какие-то компании и вовсе отрицают введение новшеств.
Поэтому, я больше склоняюсь к третьему варианту: очень скоро сетевой станет чем-то совершенно другим. Многие франчайзинговые компании, маркетинговые агентства, популярные сети магазинов и банки уже стали применять фишки сетевого маркетинга, просто...в силу болезненного прошлого об этом как-то никто не упоминает :)
Так что основной вывод таков: очень многие форматы бизнесов, в т.ч. чистый MLM уйдут в прошлое. Останутся только те варианты, которые базируются на вознаграждениях за рекомендации, адекватных и приятных продажах, и, самое главное, качественном нетворкинге.
P.S. Забыла сказать о второй причине огромного негатива в сторону сетевого - понятием "сетевой маркетинг" активно пользуются мошенники, основатели финансовых пирамид и схем "быстрой наживы". Как разоблачить мошенников и проверить компанию я расскажу в следующем посте!