Перевод главы из книги "Американское общество. Как оно на самом деле работает" ("American society. How it realy works", Wright and Rogers)
Лос Анджелес - это образец городской среды, в которой господствуют автомобили. Город и пригороды пересекает огромная система многополосных автострад. В 2011 году городская агломерация Лос Анджелес - Лонг Бич - Санта Ана насчитывала 9378 км дорог в пересчете на одну полосу. Этого достаточно, чтобы практически два раза пересечь Соединенные Штаты. Ежедневно автотранспорт проезжал по этим дорогам 222 млн км.
Но так было не всегда. В период непосредственно после Второй мировой войны в Лос Анджелесе была одна из лучших в стране систем общественного транспорта. В городе была плотная сеть трамвайных линий, которые активно использовались, и у большинства населения не было собственных машин. Быстрая субурбанизация жилых районов еще не началась. В фильме “Кто подставил Кролика Роджера?”, который был снят в Лос Анджелесе в конце 1940-х годах, один из героев, Эдди Валиант, обсуждает с Судьей Роком перспективу городской транспортной системы, основанной на автомобилях:
Эдди Валиант: Какая такая автострада?
Cудья Рок: 8-ми полос сверкающего цемента, ведущих прямо в Пасадену. Быстро, надёжно, удобно. Уйдут в прошлое пробки на дорогах... Я создам инфраструктуру. Здесь люди смогут остановиться, а затем продолжить свой путь в любое время суток. На месте Мульттауна появится сеть бензозаправок, отелей, ресторанов быстрого питания. Станций техобслуживания, пунктов проката автомобилей, нескончаемая череда огромных рекламных щитов... Боже, как это будет красиво!
Эдди Валиант: Кому будет нужна твоя автострада, когда у нас общественный транспорт?
Cудья Рок: Нужна, ещё как нужна. Общественный транспорт я прибрал к рукам, и я его уничтожу.
Так примерно и произошло.
Вернемся в конец 1940-х годов. Предположим, что вы производитель автомобилей, скажем, президент компании “Дженерал Моторс”, и вы хотите увеличить спрос на ваш главный продукт, личные автомобили. Хотя вы ожидаете, что спрос на машины будет расти, если будет расти экономика, и все больше людей смогут позволить себе автомобили, вы понимаете, что для роста автомобильного рынка существуют препятствия. Одним из таких препятствий является наличие во многих городах хорошей системы общественного транспорта. Пока общественный транспорт эффективный, недорогой и удобный, люди в больших городах даже не будут покупать автомобили, а если и будут, то для большинства поездок по городу они все равно будут использовать общественный транспорт. Так что же вам делать? Какую избрать стратегию для резкого увеличения спроса на автомобили? Вот очень привлекательная стратегия, особенно для таких бурно развивающихся городов, как Лос Анджелес, вокруг которых есть много пустующего пространства для роста. Так как вы контролируете богатую и влиятельную корпорацию, вы можете купить местную сеть электрического общественного транспорта и заменить ее на сеть дизельных автобусов, которые, совершенно случайно, производите тоже вы. Чтобы сделать такую покупку менее явной, можно создать подконтрольную компанию, которая выполнит всю работу. В этот бизнес-план разумеется входит и разбор трамвайных путей, чтобы вернуться обратно от автобусов к трамваям было невозможно. Также нужно уничтожить сами трамвайные вагоны, так как они больше не нужны. Через какое-то время люди уже не так сильно будут любить общественный транспорт. Поездки станут занимать больше времени и станут менее удобными. Загрузка упадет, а значит затраты на общественный транспорт возрастут. Даже если из-за этой стратегии у вас будут потери от уменьшения количества проданных автобусов, вы намного больше выиграете от увеличения продаж автомобилей. Из-за ухудшения общественного транспорта и увеличения пробок, люди станут требовать строительства большего количества дорог. Чтобы эти голоса были услышаны, вы будете лоббировать увеличение расходов на строительство автострад. К вам с радостью присоединяться ваши друзья, производящие шины, горючее и занимающиеся строительством. Вы будете утверждать, что люди сами выбирают автомобили вместо общественного транспорта, и государственные инвестиции надо направлять на развитие дорог. Когда этот самоподдерживающийся процесс запустится, то все больше и больше людей будут становиться сторонниками автомобилей, а общественный транспорт станет получать все меньше общественной поддержки.
В основных чертах это и произошло в Лос Анджелесе и во многих других городах США. Будет преувеличением говорить, что эти события ясно осознавались ключевыми действующими лицами с самого начала. Однако, подконтрольная “Дженерал Моторс” компания и в самом деле скупила трамвайными компании в Лос Анджелесе и заменила их автобусами и троллейбусами, а затем позволила сети автобусов прийти в упадок. Это была часть стратегии по стимулированию частных автомобилей. Национальная тенденция в замене трамваев и другого легкорельсового транспорта автобусами, за которой последовал упадок автобусов, представлена на рисунке.
В результате этих тенденций в середине 1950-х годов появился уверенный консенсус среди политиков по всей стране в пользу автомобилизации транспортной системы. К ним присоединились строительные компании, заинтересованные в субурбанизации и строительстве автострад и недвижимости за городом. На протяжении следующего поколения города фактически избавились от людей, плотность городского населения в 1980 году была такая же, как в 1940 году. Люди покупали машины и пригородные дома, появилась массовая поддержка строительства большего количества автострад. Такой стимул создал особую модель городского роста - разрастание городов, деградация общественного транспорта, упадок городских центров, и множество других особенностей современной городской среды США. Намеренное разрушение эффективной системы общественного транспорта сыграло важную роль в этом процессе.
В начале 21-го века для многих людей становится ясно, что такая модель городской жизни нежелательна и разрушительна. Зависимость от частных автомобилей вносит серьезный вклад в глобальное потепление, из пробок на дорогах теряется огромное количество времени и для большинства людей рост стоимости бензина делает частный транспорт менее экономичным, чем хорошая система общественного транспорта.
Такие результаты были получены не благодаря “свободному рынку”, который находится под властью потребителя. Наоборот, эти результаты получены благодаря концентрации экономической мощи в частных руках, которая смогла преобразовать экономическую среду, в которой люди осуществляли выбор. Единственный способ изменить транспортную среду, это с помощью общественной власти построить новую инфраструктуру и принять новые правила игры, в которых и индивиды и корпорации смогут осуществлять “рациональный” экономический выбор.