Сразу после инаугурации, состоявшейся 12 июня, в своей первой официальной речи на посту избранного президента Касым-Жомарт Токаев, помимо прочего, заявил о решении создать Национальный совет общественного доверия. «Наших граждан сильно волнует развитие диалога власти и общества. Такой диалог должен строиться на признании плюрализма мнений. Разные мнения, но единая нация. Вот главный ориентир. Поэтому я решил создать Национальный совет общественного доверия. В совет войдут представители всего общества, включая молодежь. Первое совещание Национального совета общественного доверия будет проведено в августе этого года», – сказал глава Казахстана. Спустя месяц он подписал указ о положении и составе Национального совета общественного доверия.
Попробуем разобраться: зачем второму президенту понадобилось создавать новый общественный институт, каковы будут его задачи и функции и что стоит ожидать от его работы?
«В связи с утерей доверия...»
О главной задаче Национального совета общественного доверия можно легко догадаться, исходя из его названия, в котором слово «доверие» является ключевым.
Именно кризис доверия между обществом и властью вылился в митинги и протестные акции, деградацию аппарата государственного управления на всех уровнях, блокировки сайтов и социальных сетей, усиление девиантного поведения граждан и привел к другим негативным последствиям.
Утрата доверия не была одномоментной. Пожалуй, началом этого процесса стал кризис коммуникаций между обществом и властью, вернее превращение коммуникации в дорогу с односторонним движением: от власти к обществу информация продолжала поступать, но обратного движения не наблюдалось. Во многом вина за это лежит на власти: ей было комфортно существовать без «внешних раздражителей» в лице политических партий, независимых СМИ и профсоюзов, неправительственных организаций. «Зачистив» политическое и медийное пространство, «выхолостив» общественные науки и заменив организации гражданского общества на симулякры, власть оказалась в информационной изоляции и уже не могла адекватно оценивать существующую ситуацию и предлагать работающие варианты решения актуальных проблем и встающих вызовов. Отсюда невысокая эффективность различных производственных и социальных программ.
Кроме того, она не могла предложить обществу четкой, понятной и желанной для него «дорожной карты» с указанием конечного пункта назначения – именно в этом кроются причины провала многочисленных документов, претендующих на роль идеологических доктрин: «Стратегия-2050»; «Общество всеобщего труда», «Мәңгілікел», «Руханижаңғыру» и пр. Неуслышанное общество отреагировало, как могло – усилением эмиграционных потоков, внутренним отчуждением от продуцируемых «Ак ордой» лозунгов и программ, уклонением от какого-либо серьезного и конструктивного политического участия.
Сложилась ситуация, отдаленно напоминающая поздний СССР, когда общество и власть существовали параллельно, пересекаясь лишь в пространстве символических действий. Однако ее существенным отличием стал «дикий капитализм», при котором произошло чудовищное расслоение по материальному признаку. Также покрылись трещинами этнические, возрастные, языковые границы. И еще один глубокий раскол произошел по уровню возможностей, которых у близких к власти людей оказалось значительно больше, нежели у рядовых казахстанцев.
Понятно, что при такой ситуации власть не может рассчитывать на поддержку своих инициатив. Между тем в текущий период власти необходима если не поддержка, то хотя бы отсутствие широкого протеста. По сути, это вопрос обеспечения устойчивости транзита власти и дальнейшего развития страны.
Национальный совет общественного доверия призван стать институтом, который поможет восстановить коммуникацию между обществом и властью, проводить общественную экспертизу важных законодательных инициатив.
Аватар гражданского общества
После «политического штиля» последних лет появление новой структуры, призванной стать каналом связи между обществом и властью, привлекло повышенное внимание экспертного сообщества и политически неравнодушных граждан.
Мнения относительно совета полярны: от полного неприятия до горячей поддержки. Большую волну обсуждения при этом вызывают не столько функции нового института, сколько его участники. Попытаемся вкратце описать его состав.
Условно его можно представить в виде трех сегментов: руководство, группа уполномоченных представителей и члены совета.
В руководство совета входят председатель – сам президент К. Токаев, его заместитель – руководитель президентской администрации Крымбек Кушербаев и секретарь – советник президента Ерлан Карин.
Группу уполномоченных представляют три человека, назначаемых на должность президентом: уполномоченный по правам человека, уполномоченный по правам ребенка и уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Наконец самый большой сегмент – члены совета. Это группа из 41 персоны, среди которых представители партийно-политического пространства, бывшие и действующие чиновники, депутаты, бизнесмены, правозащитники, политические активисты, известные казахстанские эксперты. Примечательный факт – в совет вошли «соперники» К. Токева на прошедших президентских выборах – Жамыл Ахметбеков, Дания Еспаева и Толеутай Рахимбеков, набравшие на троих чуть меньше 10% голосов избирателей. А представлявший оппозицию Амиржан Косанов, получивший рекордные 16,2% голосов, в совете отсутствует.
Именно состав совета вызвал в обществе наиболее ожесточенные споры: одни считают, что в нем недостаточно представлена оппозиция, другие хотели бы видеть в нем больше делегатов от нетитульных национальностей (кстати, у членов совета три славянские фамилии).
Конечно, вряд ли состав совета можно назвать репрезентативным, но в нем представлена достаточно широкая палитра мнений, что, безусловно, хорошо. По словам главного редактора Казахстанской биографической энциклопедии, эксперта по казахстанской элите Данияра Ашимбаева, который тоже вошел в совет, «в состав совета вошли разные люди – с кем-то приятно иметь дело, с кем-то не очень. Есть и такие, с которыми в иных условиях ты мог бы столкнуться разве что на дуэли. Но весь вопрос в том, что НСОД должен обеспечить определенную палитру мнений».
Что совет грядущий нам готовит?
Менее обсуждаемый, но более важный вопрос – функции совета. Согласно положению, он является консультативно-совещательным органом, т.е. не обладает правом законодательной инициативы. В числе его главных функций – проведение общественной экспертизы законов, концепций и программ; рассмотрение значимых текущих проблем и обеспечение диалога между обществом и властью. В части задач совета содержится еще один довольно загадочный пункт: «осуществление иной деятельности в рамках своей компетенции, не противоречащей законодательству Республики Казахстан».
Что это означает, пока абсолютно непонятно. Но вряд ли это бюрократическая недоработка. Полагаем, что этот пункт появился неслучайно. Если погрузится в новейшую историю страны, то созданная Нурсултаном Назарбаевым Ассамблея народов Казахстана, также имеющая статус консультативно-совещательного органа, оказала ему очень хорошую услугу, инициировав в 1995 году референдум о продлении президентских полномочий до 1 декабря 2000 года.
Вполне может быть, что К. Токаев ограниченный в своих решениях властью Елбасы Н. Назарбаева, под контролем которого находится парламент и Совет безопасности, начинает создавать структуру, на которую сможет опереться в будущем при принятии каких-либо стратегических решений. Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев, кстати, тоже вошедший в совет, полагает по этому поводу следующее: «Процесс смены первых руководителей в разных странах мира, далеких от классической демократии, показывает в ряде случаев понимание их преемниками объективной необходимости в проведении политических, экономических и иных реформ как важного условия для дальнейшего развития данной страны и укрепления собственных позиций на посту главы государства или правительства».
Однако возможен и пессимистический сценарий, при котором новый совет станет неким подобием ранее существовавших образований – Совещания по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества образца 2002 года или, что еще печальнее, калькой с Национальной комиссии по вопросам демократии образца 2004 года, деятельность которой закрепила тренд на создание в Казахстане сверхпрезидентской модели власти. Не исключено также, что совет станет очередным квазиинститутом по «перенаправлению пара в гудок».
Первое заседание общественного совета должно состояться 20 августа. Логично предположить, что оно будет посвящено организационным вопросам: определению круга тем, регламенту, созданию рабочих групп и пр. Сказать по поводу новой структуры что-либо более определенное можно будет лишь после того, как пройдет несколько заседаний.