- Ох! – воскликнула Алекса, - Как жалко, что я не понимаю по-китайски. А что за пожилая иностранка говорила с шифу сегодня утром? Её китайский видимо превосходный!
- Да, она говорит не плохо, она уже много лет живет в Китае, и кажется уже более 10 лет именно в Дали. Я иногда вижу её в храме, она наведывается повидать шифу, она занималась тут ушу когда-то давно. В этот раз я слышала часть их беседы, могу рассказать, если хочешь.
- Конечно хочу, пожалуйста! – обрадовалась Алекса.
- Эта женщина была взволнована и подойдя к шифу сразу сказала, что у неё важный вопрос. Это было не очень привычно. Обычно китайцы подолгу сидят рядом, слушают настоятеля, и по ходу беседы задают свой вопрос, если тема на него выходит, и удивительным образом, беседа почти всегда выходит именно на темы, интересующие конкретных собравшихся, – начала послушница.
-Как это? – подняла брови Алекса.
- Я сама долго удивлялась такому феномену, но постепенно привыкла. Я знаю, что если у меня есть какой-то вопрос, то бывает даже не надо задавать его вслух, можно просто посидеть рядом с шифу, когда он разговаривает с посетителями.
И отвечая на чей-то вопрос, или давая реплику по поводу происходящего в тот момент во дворике, или в кабинете, или в храме, или в стране, будет дан ответ на мой вопрос, направление мысли на решение моей задачи. Это просто удивительно. Но я почти перестала удивляться. Просто пользуюсь этим феноменом, и потому, вопросов у меня нет. А когда появляются, сразу приходит и подсказка с решением.
- Даже трудно в это поверить! Чудеса какие-то, – зажмурилась Алекса, - теперь мне в 100 раз сильнее захотелось начать изучать китайский. Так что с той пожилой иностранкой?
- Она буквально набросилась на Учителя со своим вопросом, еще даже не присев, но никто из присутствующих в беседе не подал виду что это их покоробило. Да и им, очевидно, было интересно из первых уст услышать, что за проблемы бывают у европейцев.
Она начала говорить, что много медитирует, бывает по 3 часа в день, но это ей не помогает! Так и сказала: «Мне это не помогает. Я не понимаю, как принять все эти ужасы, которые творятся вокруг. Я живу тут в деревне, и каждый день вижу несчастных собак, которых держат на цепи, других животных, с которыми обращаются не гуманно. И в моей груди все сжимается. Я испытываю такую боль от вида всего этого, от вида страдания и не справедливости. Мне больно это видеть, но это все вокруг меня, я вижу это каждый день на улицах. Что происходит? Почему в мире так много страдающих. Что мне делать?» - примерно так она говорила.
- Ого, эмоционально! И что ответил шифу?
- Я слышала только немного, - продолжила послушница, - Мне пришлось отойти по делам. Шифу сказал, что медитации это хорошо, но не действенны, если не приводят к мудрости, к пониманию естественного хода вещей - что у всего есть причины, что положение любого существа обусловлено причинами. Что все следует закону причины-следствия.
Если их понимать, видеть ситуацию широко, то этой терзающей, затмевающей сознание боли не будет. Медитации хорошо, но простое долгое сидение без движения не ведет к развитию осознания происходящего. А лишь усугубляет нервозность нестабильной психики, и ведет к мучениям, которые не идут на пользу ни самому человеку, ни тем более другим. И из этого состояния жалости, тревоги, угнетенности и отсутствия понимания происходящего, не стоит спешить бросаться на помощь, это лишь увеличит страдания…
-Оооо, ух! – выдохнула Алекса, - а что надо делать чтобы повышать мудрость?
-В этом очень помогает практика чтения Алмазной сутры. Когда читаешь ежедневно – успокаиваешь ум, хаотичность мыслей, структурируешь сознание, приходит безмятежность и постепенно скрытое начинает становиться виднее.
Та иностранка очевидно однобоко взрастила в себе сочувствие, но не обладание мудростью, это принесло ей страдания, а не успокоенность.
Милосердие приходит само, являясь естественным результатом практики, когда уже есть устойчивое пребывание во внутреннем Покое и Мудрость, которая порождается покоем и его поддерживает.
И тогда приходит Милосердие. Когда есть глубокое понимание сути и законов реальности.
А без мудрости – «милосердие» приносит лишь боль. Если «развивать» милосердие при сумятице сознания и невежестве, получиться сентиментальность, при которой человеку невыносимо происходящее вокруг, а окружающие будут считать его наивным и пользоваться его жалостливостью.