Она имела полное право заявить: "Каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!"
Все знают, что женщина на корабле приносит несчастье. Но были люди, кто не захотел смириться с этим старым суеверием.
Анна Ивановна Щетинина, первая в мире женщина - капитан дальнего плавания. Родилась 26 февраля 1908 на станции Океанская, что под Владивостоком. Когда-то я наткнулась на информацию о ней на Subscribe.ru и захотелось поделиться.
О существующих на флоте поверьях она рассказывала сама: "По морским писаным и неписаным правилам, нельзя свистеть на судне, нельзя упоминать черта, хотя можно проклинать при неудаче веру, могилу, гроб, душу, предков, селезенку и печенку. И упаси вас Бог за борт выбросить что-нибудь съестное, когда судно в море!" И добавляла с улыбкой: "Женщина на борту также приносит несчастье, но ко мне это не относится".
В своей книге "В морях и за морями" она вспоминает как в детстве ходили за грибами в окрестные леса, или как купались в Амурском заливе. Она выросла в бедной семье и если революция чем то может быть оправдана, то только тем, что такие дети как Анна получили доступ к образованию, на что при прежнем режиме не всегда могли расчитывать (вот тут я полностью могу подписаться - ровно это же можно сказать о моей семье). Во Владивостокском морском техникуме Щетинина училась на судоводительском факультете, подрабатывая санитаркой. Она была упряма, трудолюбива и очень хотела получить диплом, прикладывая для достижения своей цели все силы.
Поступив в 17 лет в морской техникум, она по его окончании за 6 лет прошла путь от матроса плавучих средств до капитана. В 1932 году стала штурманом дальнего плавания, а еще через два года ей вручили диплом капитана.
Сложно представить себе как Щетинина смогла пройти путь от матроса до капитана за 6 (!) лет. Как? Это какую силу воли и выдержку нужно иметь, что бы в постоянном противостоянии стереотипам, в противоборстве со снобизмом и предрассудками, суметь ежедневно доказывать что ты можешь и имеешь право достигнуть своей мечты. Она хотела быть капитаном и она им стала. Ей было 28 лет. Первый рейс Щетининой уже стал легендой. Есть версии, что пароход “Чавыча”, который она перегоняла из Гамбурга во Владивосток, ей подарил лично президент Соединённых Штатов Америки. Дескать Анна Ивановна просто передарила его Советскому правительству, чем проявила гражданскую позицию и преданность стране. Красиво, не правда ли? На самом деле, кто, кому и что подарил, не так уж и важно. Вы просто себе представьте картину, как в океане, через шторма, бури и льды, пароход ведёт девушка которой нет и 30 лет. Рассказывают, что когда “Чавычу” зажало льдами и она встала на неопределённое время “на мертво”, Щетинина заставила расчистить вокруг парохода каток и обязала весь экипаж кататься на коньках. Чтоб не “кисли” и не нервничали. А после, выдумала театр в котором сама была режиссёром и раздав каждому члену экипажа роли, ставила с ними спектакли тем самым помогая не бояться. А ещё она до самой смерти помнила по именам всех кто с ней когда то работал. По имени и по отчеству.
Войну она встретила на Балтике, перевозя под бомбежками эвакуируемое население и стратегические грузы. Из США в советские порты доставляла военные грузы, а когда Советский Союз вступил в войну с Японией, участвовала в высадке десанта на Сахалин.
После войны Анна Щетинина многие годы преподавала судовождение в военных и гражданских вузах.
Анна Ивановна прожила долгую жизнь, ее не стало 25 сентября 1999.
Основной Источник
Спасибо за внимание, Ваша @maksina, мой Живой Журнал