Из большого количества фильмов про войну у нас в голове засел “звук бомбардировки”. Вой, который въелся людям на многие годы. Звук, от которого подкашивало ноги. Но много ли кто помнит, что этот звук “подарил” нам именно “Юнкерс”? Давайте разбираться.
Краткий ликбез
Юнкерс Ю-87 - немецкий пикирующий бомбардировщик времен Второй Мировой Войны. Будучи созданным еще в 1934 - он был плох уже тогда. Он имел безобразно плохую аэродинамику, неподвижные шасси и практически нулевую защищенность от вражеских истребителей. В общем, как истребитель, да и просто самолет, он был ужасен. Казалось бы, он не должен был выйти за пределы ангара, но по итогу его эксплуатировали с 1936 по 1945 год и выпущен он был в количестве 6500 машин. Почему?
А все потому, что в то время бомбардировщики не имели точных систем прицеливания. Поэтому пикирующий бомбардировщик был наиболее точным вариантом в то время. Самолет начинал падать вертикально вниз, и пилот мог точно сбросить бомбы. И в итоге недостатки “Юнкерса” как самолета стали его преимуществами как пикирующего бомбардировщика, так как основная их проблема заключалась в том, что даже с выключенным двигателем самолет в пике разгонялся до огромных скоростей. И из-за этого самолет мог либо просто развалится в воздухе, либо пилот просто терял сознание при выходе из пике. А из-за своей низкой аэродинамики “Юнкерс” плохо набирал скорость в пике, что и стало его преимуществом. К тому же, статичные шасси позволили ему взлетать с почти любых поверхностей, а отсутствие ложе для убирающихся шасси позволило увеличить конструкционную надежность крыла.
Также, “Юнкерс” имел в своем распоряжении автоматическую системы выхода из пикирования, которая автоматически включалась при входе в него. Самолет, даже если пилот потерял сознание, мог самостоятельно выйти пике.
Сирены
И вот мы плавно подошли к этому самому звуку. Откуда он появился? А появился он намеренно. Дело в том, что при сбросе бомб с высоты 450 метров самолет разгонялся до 600 километров в час и до того момента, как самолет “воткнется в землю” оставались считанные секунды. Поэтому было важно вовремя начать выходить из пике. У пилота в распоряжении был альтиметр и предупреждающая лампочка, но на всякий случай было решено добавить пропеллер с сиреной, дабы пилот не отвлекался на приборы и ориентировался еще и по звуку. А чтобы пилот услышал сирену сквозь остекление кабины и гул мотора сирену пришлось сделать очень громкой. Изначально сирена не планировалась как психологическое оружие, а было исключительно одним из приборов пилота. Но в итоге порой сам звук этих сирен нагонял страха больше, чем предстоящая бомбардировка. Этот звук навсегда вошел в историю. Практически в каждом фильме о войне можно услышать этот ужасный вой. Да и когда речь заходит о бомбардировках, то, наверное, у каждого человека сам собой вспоминается этот рев сирены.
Боевое применение
В начале войны “Юнкерсы” делали, что хотели. В Польше они буквально издевались над польскими пилотами. Сбросив бомбы, некоторые экипажи умудрялись еще и сбить польские истребители курсовым пулеметом. Но что касается остального военного театра - “Юнкерс” был плох. До Британии он еле долетал с уменьшенным боезапасом, ибо прожорливый двигатель быстро опустошал баки. Да и не понадобился бы им боезапас - английская авиация быстро уничтожала его. Советский Союз также быстро принялся уничтожать “Юнкерсы” в промышленных масштабах. Даже с “Мессершмиттами” на прикрытии “Юнкерсы” быстро оказывались на земле. Их пытались модернизировать, переделывать в противотанковые штурмовики, истребители, делали палубные варианты для авианосца, который немцы так и не построят, но все тщетно - самолет безнадежно устарел и больше не мог нормально противостоять силам противника. В итоге в последние месяцы войны “Юнкерсы” были заменены на более современные самолеты, но это немецкой армии уже не помогло.