Здравствуйте, уважаемые друзья!
Самого Кубрика вам представлять, разумеется, не надо: «Спартак»», «Заводной апельсин», «Космическая Одиссея», «Сияние», «С широко закрытыми глазами» — это всё не просто фильмы, а легенды. Мне запомнился каждый и каждый оставил неизгладимый след: детское потрясение от «Спартака» живо до сих пор! И это при том, что не все его фильмы мне безоговорочно нравятся.
Почему сегодня Кубрик? Потому что он очень музыкальный человек. В каждом его фильме музыка всегда интересна, и ей всегда отводится важная роль; видимо, для Кубрика это было принципиально. «Спартак», например, начинается с увертюры — четыре минуты на фоне чёрного экрана звучит только музыка, призванная создать настроение и задать ритм повествованию. Как в опере! Мальчишками мы в кинотеатре дождаться не могли, когда же начнутся драки и сражения, но Кубрик был неумолим — пока не отзвучит музыка, никаких драк. Приходилось терпеть, и в этом был воспитательный момент, урок «от Кубрика». Он давал нам, несмышлёнышам, понять: музыка — это важно!
А в фильме «2001: Космическая Одиссея» он придумал такой феноменальный трюк, что только за него я дал бы ему специальный «Оскар». Там тоже увертюра, но какая! Кубрик соединил прошлое и будущее человечества двумя музыкальными фрагментами, так же далёкими друг от друга, как и видеофрагменты, которые они иллюстрируют, но как бы крест-накрест — музыка прошлого иллюстрирует будущее, а музыка более современная и экспрессивная отсылает нас к началу времён. А ещё «изюминка» в том, что Кубрик выбрал произведения, которые написали композиторы, носящие одну и ту же фамилию. Не просто остроумно и, как говорят сейчас, «прикольно», но и символично.
Именно музыка легко и эффектно вводит нас в фантастический сюжет фильма, позволяя заодно насладиться ею самой. Кубрик словно говорит нам: истинные шедевры не просто всегда современны, они вне времени. Обратите внимание, насколько органично смотрится фрагмент будущего под музыку, которую меньше всего ожидаешь услышать в фантастическом фильме. И как она там хороша!
Пока я искал видео, много раз посмотрел и послушал отрывки «Космической Одиссеи» и много раз восхитился креативностью Кубрика. Фильм — безусловная классика. После понаснимали сотни, если не тысячи, фантастических фильмов на эту же тему, и плохих и хороших, но «Космическая Одиссея» так и осталась особняком среди них. И не в последнюю очередь благодаря музыке. По происшествии времени самым ярким эпизодом фильма для меня так и осталась увертюра. И ещё смерть, вернее, убийство бортового компьютера.
Итак, Стэнли Кубрик представляет композиторов Рихарда и Иоганна Штраусов, а я таким образом анонсирую один из ближайших выпусков Музыкальной Гостиной, в которой мы поговорим об этих замечательных однофамильцах, а заодно о Штраусе № 3, который тоже оставил свой след в музыке. Надо, знаете ли, с ними разобраться!
Сейчас вы услышите (и увидите глазами Стэнли Кубрика) музыку Рихарда Штрауса (симфоническая поэма «Так говорил Заратустра». 1 часть — Предисловие) и Иоганна Штрауса (вальс «На прекрасном голубом Дунае»).
Фильм «2001: Космическая Одиссея» я смотрел давно. А одноимённый роман прочитал только прошедшим летом. Заодно узнал, что это чуть ли не единственный случай, когда роман написан после фильма. Сценарий написан по двум рассказам Артура Кларка: «На заре истории» и «Часовой» — по заказу Кубрика самим Кларком. А уже после выхода фильма он написал роман. Обычно бывает наоборот. И вот когда я читал «Космическую Одиссею», подумал: как хорошо, что в мировой литературе есть такой писатель, как Артур Кларк!
То, что я сейчас напишу, уже не имеет отношения к музыке. Конечно, Кларк — не Шекспир и не Достоевский, его язык и общее литературное мастерство сильно уступают «грандам». Конечно, «гранды» развивали язык, раздвигали границы, открывали новые формы и т. п. Конечно, без Шекспира литература была другой, и мы были бы другими. Но и без фантаста (и среднего беллетриста) Кларка мы тоже были бы другими. Я, который в детстве прочёл «Остров дельфинов» (раз пятнадцатьь!), позже «Свидание с Рамой», «Фонтаны рая» и совсем недавно «Космическую Одиссею», могу с полной ответственностью заявить: моему мировоззрению Кларк дал не меньше, чем Шекспир. Мои размышления по поводу будущего человечества и причинах, которые могут повлиять на него, после прочтения романов Кларка были очень интенсивны. В том числе и по поводу своей микророли в этом процессе. Кларк один из тех, кто сориентировал меня на жизненный позитив и созидание, за что я ему пожизненно благодарен. О Шекспире сказать этого не могу при том, что я им и восхищаюсь, и наслаждаюсь, и, разумеется, чему-то учусь. Мои любимые писатели — Гоголь, Чехов, Толстой, Чапек, но без Кларка в общей картине моих литературных пристрастий зияла бы чёрная дыра. Я думаю, не у меня одного (намекаю на Кубрика). Пазл складывается из многих частей, и даже без одной он не полон.
Но вернёмся к музыке… Здесь вы можете послушать (и посмотреть) первое произведение в образцовом исполнении, какое всегда бывает, когда за пультом один из лучших дирижёров всех времён — Герберт Караян.
«Так говорил Заратустра», 1 часть — «Предисловие»
А это вам подарок! Здесь на редкость красивое и гармоничное видео. Эта праздничность, эта роскошная красота, это блаженство от того, что жизнь может быть так прекрасна (хоть иногда!) — и есть Иоганн Штраус. Думаю, ему самому бы понравилось. Надеюсь, понравится и вам. Вы этого достойны!
Вальс «На прекрасном голубом Дунае» (Дирижёр Андре Рьё)
На сегодня всё.
Всем здоровья, удачи и хорошей музыки!