Найти в Дзене

Правда ли, что пространство в метро влияет на поведение людей?

Оглавление


Метро как сфера взаимодействия людей обладает 3 основными характеристиками:

1) В метро много незнакомых людей.

2) В метро очень шумно.

3) В метро не так много места.

Оказавшись в метро, мы вынуждены подстраиваться под эти условия. Важнее всего-то, что мы постоянно доступны взгляду и даже нюху незнакомых людей, которые, так же доступны нашему взгляду и нюху. В метро негде скрыться. Вопреки этому, мы чаще всего не пользуемся возможностью прямого наблюдения. Длительное разглядывание чужого человека сразу же привлекает к себе внимание. В этом смысле глядеть в книгу или телефон — означает дать понять окружающим людям, что вы не смотрите на них.

Впрочем, мы не можем всё время игнорировать других людей. Как правило мы обходимся быстрыми взглядами, дающими понять, где находится человек, как он или они будут себя вести и какие у него или у них общие характеристики: одежда, пол, возраст и т.д. В то же время мы не всегда даже используем собственные органы чувств, весьма часто понимая происходящее, опираясь на реакции людей. К примеру, на половину пустая часть вагона при заполненной второй половине говорит о том, что в первой половине что-то не так, а идя бок о бок с толпой, мы движемся как одно целое, хотя нам видно поведение только небольшой части толпы.

-2
Благодаря тому, что в метро мы не сосредотачиваем взгляд на других людях и не прикасаемся к ним без серьёзных оснований, у всех находящихся не только возникает ощущение того, что они «незнакомцы» и что все находятся в общественном месте, но и появляются причины для выражения своего «морального чувства». Например, на выходе из метро, мы можем придержать дверь для идущих сзади либо уступить место пожилым людям или женщинам. И это не такое уж редкое явление, как кажется. Также «моральное чувство» может отражаться в форме осуждения, а также в форме распределения ответственности, когда, например, мы идём мимо потенциально нуждающегося в помощи человека, в ожидании того, что ему поможет кто-то другой.

Само собой в метро социальные взаимодействия «втягивают» в себя не только других людей, но и материальную обстановку. Ожидая поезд, вы находите место на платформе не только учитывая, кто и где расположен, но исходя из того, как далеко вы находитесь от края платформы и линии, за которой должны находиться пассажиры до остановки поезда. Войдя внутрь, вы решаете, где вам встать или сесть, ориентируясь на заполненность вагона, на наличие свободных мест, на то, с кем вы едете, а также исходя из сведений о том, что разные места внутри вагона обладают различными характеристиками. Например, в пустом вагоне люди выбирают места у поручней. В полном вагоне некоторые пассажиры отдают предпочтение становиться сразу у входа, прислонившись спиной к поручню, причем не всегда им нужно выходить на следующей станции. При чем мы не просто наделяем материальную среду конкретными значениями, но и в каком-то смысле создаем ее.

Наше положение в метро внутри вагона или на станции — это исключительно положение по отношению к окружающим нас людям.

В свою очередь, расстояние до других людей связано с текущей ситуацией и может резко меняться без разрушения взаимодействия: мы всегда спокойно относимся к тем, кто стоит через ступеньку от нас на эскалаторе, и к тем, кто прижимается к нам в наполненном вагоне, если, конечно, они просто прижимаются, а не, давят своей сумкой нам в бок. В обоих случаях расстояние ситуационно оправдано.

Материальная обстановка оказывает «давление» на взаимодействия так же помощи звука. Метро как таковое крайне шумное место, а внутри вагона мы в основном окружены гулом. Разговаривать со своим спутником (если вы едете не одни) в этой обстановке очень сложно: нам приходится повышать голос, но это также увеличивает шанс, что нас услышат посторонние люди, поэтому приходится балансировать между шумом, дистанцией до собеседника и силой голоса.

Наконец, нельзя не обратить внимание и на еще одно ограничение, касающееся взаимодействия людей в метро: они не только адаптируются к материальной обстановке и приспосабливают ее к себе, но и включают туда новые объекты: рюкзаки, сумки, велосипеды, коляски и прочее. Все эти объекты расположены так, чтобы можно было приписать владельцу желание не создавать помех для окружающих. Иначе этот человек рискует получить напоминание о том, что «пассажир» - это моральная категория. Все же, наша реакция на данного человека с вещью обуславливается не каким-то набором правил, а реальной ситуацией, в которой мы с таким человеком сталкиваемся. Школьник с рюкзаком, стоящий посреди вагона, может получить пару уроков вежливости от более взрослых пассажиров, но женщина с коляской, остановившаяся на том же месте, имеет больше шансов встретить сочувствие.