Найти тему
Видеодело

Масштабирование и рост фрилансера.

Оглавление

В прошлой статье я попытался подвести Вас, уважаемый читатель, к мысли, что фриланс и бизнес - разные способы заработка, с разными способами роста. И сейчас я буду показывать эту разницу на своем примере.

 Уже в Средние Века ученым удалось выяснить, что масштабирование фрилансера путем клонирования ни к чему хорошему не приводит.
Уже в Средние Века ученым удалось выяснить, что масштабирование фрилансера путем клонирования ни к чему хорошему не приводит.

Я постарался, чтобы эта статья была не кратким сборником мемуаров, а полноценным учебным примером, поэтому я буду давать анализ т.н. "точек бифуркаций" - моментов, где мне можно было поступить по -другому. Итак, поехали...

1. Начальная диспозиция.

Итак, что мы имеем на момент примерно осени 1998 года? Молодой студент, поигравшись с отцовской видеокамерой, и попробовав подключить ее к компьютеру (на аналоговую плату видеозахвата ушли космические по тем временам 700 долларов) понял, что может... рассказывать истории. О каком-то событии, о празднике, о том, какой это хороший товар или фирма. И что ему это нравится! Нет лучшего отдыха после учебы или подработки, чем сидя за солидным по тем временам 17-дюймовым монитором, передвигать на таймлайне кадрики, снабжая их соответствующими титрами, фотографиями и музыкой. Постепенно мне стали за это предлагать деньги....

Когда мне позвонил второй или третий человек (я еще не знал, что такой способ передачи информации об умельце называется "сарафанное радио") и спросил, не хочу ли я снять ему свадьбу и сколько это стоит - мне стало понятно, что это хорошая возможность зарабатывать на постоянной основе.

Пара лет заказов "по знакомству" до окончания института - и я подошел к первой точки бифуркации.

2. Работать на себя или на дядю?

Учитывая что мой диплом был далек от столь полюбившегося мне видеопроизводства, а "престижность" полученного диплома (обычный постсоветский "заборостроительный" ВУЗ) предоставляла только самые нижние ступеньки карьерной лестницы в далеко не самых успешных компаниях, выбор был очевиден. Никакой другой путь не мог дать мне желаемого финансового уровня, особенно учитывая что я стал мужем и папой.

Нет, об том как я прошел эту развилку, я ни разу не жалею. На встречах бывших одноклассников и однокурсников я оцениваю свой уровень достатка как "выше среднего по больнице", причем ощутимо, и жаловаться мне грех. Конечно, со своим теперешним опытом, да на машине времени, да туда бы.. Многих тактических ошибок в ремесле, особенно на периоде становления, я бы с легкостью избежал. Но этот выбор я бы оставил без изменений.

Был сделан сайт, начались продуктивные общения и споры с коллегами по фрилансу, обмен опытом и рост мастерства. Примерно году к 2003-му я мог уверенно сказать, что достаточно овладел профессией видеографа. Правда, слова такого еще не было в обиходе, не без гордости могу сказать, что решение о самоназвании нашей профессии принималось не без моего прямого участия. Пошли хорошие и стабильные заказы, появилась уверенность в профессионализме. И да, мне это все очень нравилось!

3. Первое "что дальше?".

Да, до этого все как-то не до этого было. Всегда была некая текучка, не дающая поднять голову. Вышла новая камера, конечно же надо ее купить. Получше микрофон, получше свет, побольше аккумуляторов. Осваиваем новые приемы съемки и монтажа. Апгрейдим компьютер, обновляем сайт, теперь осваиваем ЖЖ и начинаем собирать заказы со свадебных форумов (сайта в поисковиках становится мало). И так по кругу.... Но вот нашелся момент, и я задумался.

Диспозиция на тот момент (около 2003 года, четыре напряженных года работы) такова:

- Аппаратура превосходная (могу долго расписывать, но в общем, не мешала мне работать).
- Профессиональные навыки высоки, коллеги часто обращаются за консультацией.
- Поток заказов за цену, выше средней по рынку, вполне стабилен.
- Работой в общем-то загружен, но хочется расти.

Каким-то фотографиям уже около 20 лет, какие-то совершенно недавние.
Каким-то фотографиям уже около 20 лет, какие-то совершенно недавние.

3.1. Первая ошибка, вернее, выбор. "Ставлю вторую палатку".

В предыдущей статье я приводил пример роста бизнеса на примере палатки с шаурмой. Есть одна палатка и хочется большего? Накопи денег или возьми кредит, и ставь две! Именно таким способом я и попытался расти, совершив системную ошибку. Надо было расти как фрилансер, а я попытался расти как бизнесмен. А вот это было не мое....

Почему не мое? Потому что я уже шел по Пути Мастера. Победы во Всероссийских конкурсах свадебного видео, в последующих я уже - член жюри. Экспертные статьи на технические аспекты моего ремесла на популярнейших в те годы порталах. И я совершенно не был согласен с тем, чтобы нанятый мной работник делал бы что-то хуже меня, "бросал тень на имя".

И я стал "ставить вторую палатку"....

На тот момент работать одному мне приходилось редко. Часто второй камерой я брал коллегу не с таким левелом, но весьма надежного и "с прямыми руками". Что-то у него не получалось, но эти моменты закрывались моими, "экспертными" кадрами, а второй человек на площадке давал возможность увеличить чек на сумму, превышающую оплату помощника. Какой, никакой, а прогресс, думалось мне тогда)).

И появилась идея создать еще одну команду из двух человек. Под моим именем, с моим раскрученным сайтом и регулярным потоком хороших заказов. Ту самую "вторую палатку".

Команда была собрана так: хороший мастер из глубинки (заработки там похуже) и верный помощник. Снимайте, ребята, монтируйте. У вас все должно получится. Не забывайте делится заработком (вернее, заработок вам буду выплачивать я. И себя не обижу, и вас...).

Мой доход увеличился. Ненадолго, на полгода. Сейчас результат мне кажется очевидным, а тогда было очень обидно. Приглашенный мною мастер тоже был настоящим фрилансером, желающим большего. Он как и я был фанатом своего ремесла, оно было целью и смыслом жизни.

Произошел банальный перехват трафика. Все фильмы, отдаваемые этой командой заказчикам, подписывались названием его студии (долго ли придумать?), с его реквизитами, а в свободное от поиска заказов (которые находил ему я) время, человек вылизывал свой сайт, искал новые способы лидогенерации (получения интереса к своей деятельности, который можно конвертировать в заказы, если кто не в курсе). Через полгода человек ушел на вольные хлеба.

По прошествии не такого большого времени, я понял, что никаких обид на этого человека я держать не в праве. Я его не приобретал в рабство, не заключал договор об обязательной отработке какого-то срока, не принимал вассальную присягу. Пообижавшись годик-другой друг на друга (он тоже недолюбливал некоторое время наглого эксплуататора, осмелившегося наживаться на бедном но талантливом художнике), мы вполне наладили дипломатические отношения и спокойно поддерживаем взаимовыгодное сотрудничество по сей день.

Этого никак нельзя было избежать. Заказчику нужен контакт с тем кто делаем ему видео, без этого работа получится шаблонной, и недорого оплачиваемой.

Я специально не заостряю внимания читателей к присущим именно видеографии нюансам (на какие камеры Вы снимали, а в чем монтировали, а как строили работу с агентствами, ой, а на что сейчас снимаете и пр.), т.к. пишу для более широкой аудитории. Мои коллеги могут спокойно задать мне вопросы в комменты или в приват. Я детально описываю моменты, которые могут произойти в карьере любого фрилансера - будь то SMM-щик, строитель, фотограф, стилист или коуч.

"Вторая палатка все таки будет поскромнее" - решил я. И стал я ставить "вторую палатку" по другому....

Продолжение в следующей статье, она выйдет скоро, обещаю. Надеюсь, что я не оборвал рассказ на полуслове, и главный посыл вышел законченным - не пытайтесь масштабировать ремесло путем клонирования. Вы получите второй работающий фриланс-проект, только он будет не Вашим.

27.07.2019
Денис Силаев.