Это первая статья из серии про первые реактивные самолеты. Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие статьи!
De Havilland Comet - первый в мире серийный коммерческий реактивный авиалайнер, разработанный в Великобритании. Это был действительно прорыв в мире авиаперевозок. Но, как и любой первопроходец, он первый встретился с ранее невиданными проблемами, которые, по итогу, и потопили его. Но обо всем по порядку.
Еще в 1942-ом году в Великобритании началось обсуждение принципов, согласно которым будут строиться самолеты после окончания войны. К 1943-му году были созданы концепции четырех типов послевоенных самолетов. Один из них, Тип 4, являлся среднемагистральным реактивным самолетом. Уже к 1944-му году “De Havilland” имел чертежи самолета, который позже получит название “Comet”. До 27 июля 1949-ого года, даты первого взлета, самолет претерпел множество изменений. У “De Havilland” просто не было данных и опыта, на которые можно было бы опираться в создании реактивного самолета. Они были первыми и поэтому им пришлось создавать все методом проб и ошибок. Было предложено много различных конструкций многие из которых могут повергнуть в шок. Но в итоге пришли к традиционной конструкции. Поэтому даже в наше время самолет не смотрится как что-то устаревшее. Единственное, вас могут смутить прямоугольные иллюминаторы, унаследованные от поршневых собратьев. Казалось бы мелочь, но именно иллюминаторы сыграли злую шутку с “Кометой”...
В итоге, создав фурор в мире, De Havilland первыми сделали серийный реактивный авиалайнер. Выстроилась огромная очередь заказов от авиакомпаний. Ослепленная успехом “De Havilland” продавала самолеты по сниженной цене, пытаясь заработать на большом охвате рынка и создании монополии.
Уже 9 января 1949-ого года в небо поднялся первый серийный самолет авиакомпании “BOAC”. “De Havilland” купалась в лучах славы, в застенках компании строились грандиозные планы, но радоваться оставалось недолго...
Все у компании было хорошо, Кометы продавались пачками. Вдруг, 3 марта 1954-ого, одна из Комет пропала с радаров сразу после взлета. Ажиотажа этого не вызвало, так как самолеты на заре авиаперевозок падали почти ежедневно. В катастрофе виновными объявили пилотов и все быстро забыли об этом случае. Но через два месяца упала еще одна Комета. Случай как-то замяли, но некоторые люди задумались, что что-то тут не так. И эти люди оказались правы. 10 января 1954-ого года очередная Комета потерпела крушение прямо на эшелоне. Через три месяца упала еще одна Комета. Число людских жертв переходило за 120. После этого вмешалось правительство Великобритании. Они собрали экстренное собрание, где председательствовал сам премьер-министр, у “De Havilland” отобрали сертификат летной годности. Также сразу же была начата экспертиза: одной из Комет отрезали крылья, погрузили в бассейн и начали менять давление внутри фюзеляжа. На разбившихся самолетах были замечены следы повреждений от декомпрессии. “De Havilland” пытались обвинить во всем террористов, но следов взрыва найдено не было. В итоге после испытаний в бассейнах корпус покрылся трещинами, которые расходились от тех самых прямоугольных иллюминаторов.
Причиной была технология крепления этих прямоугольных иллюминаторов методом клёпки — отверстия располагались чересчур близко, и уже на стадии изготовления самолёта заклёпки могли нарушить структуру обшивки из тонкого сплава алюминия на микроскопическом уровне. В результате возникала микроскопическая трещина, которая со временем увеличивалась — при подъёме «Кометы» на высоту крейсерского полёта её фюзеляж раздувался значительным давлением, поддерживаемым в салоне, а при снижении принимал прежние размеры, тем самым подвергаясь циклической нагрузке, что способствовало развитию усталости металла. В конце концов это приводило к взрывообразному развитию усталостной трещины и разрушению всего фюзеляжа.
После грандиозного скандала компания оказалась в тупике. Денег не было, так как они продавали свои самолеты по сниженной цене. Все заказы пришлось аннулировать. Заводы встали, на стапелях стояли десятки полу готовых металлических птиц. Казалось бы, конец истории компании. Но тут вмешалось правительство Великобритании, которые оплатило реконструкцию всех самолетов и закупило у компании 15 Комет для военных нужд.
Постепенно модернизированные Кометы снова поднялись в воздух. Но за это время небесное пространство уже плотно заняли конкуренты: Boeing 707, Douglas DC-8 и Ту-104. Поэтому занимал он очень маленькую часть рынка, хотя и летал вплоть до 1980-ого года. А военная версия “Нимрод” для Морской авиации летал аж до 2011-ого года.
Итоги
De Havilland Comet - первый серийный реактивный пассажирский авиалайнер, который ознаменовал собой переход в реактивную эру. Он был флагманом авиации того времени, первопроходцем. Он привнес в авиацию много новых стандартов и по сути именно он сделал авиацию такой, какая она есть сейчас. Так что, несмотря на его трагическую судьбу, это действительно великий самолет, который навсегда займет свое место в истории.
Подпишись, чтобы не пропустить следующие статьи, в которых я вам расскажу о современниках Кометы - Ту-104, Boeing-707 и Douglas DC-8!