О фильме с названием "Квартира" мы уже писали, но то был фильм Билли Уайлдера 1960 года, в котором блистали Джек Леммон и Ширли МакЛейн. А сегодня, 27 июля, исполняется 23 года с того дня, как в Японии (почему-то?) состоялась премьера фильма Жиля Мимуни с таким же названием, в котором блистали Венсан Кассель и Моника Белуччи. Несмотря на то, что названия фильмов полностью совпадают, правда, одно на английском, а другое - на французском, сюжеты картин не имеют ничего общего.
Фильм Жиля Мимуни (кстати, это его единственный кинофильм) получил высокие оценки зрителей по всему миру, а также Премию BAFTA за лучший не англоязычный фильм, Премию британского независимого кино как лучший не англоязычный фильм и был номинирован на премию Сезар. По совокупности этих показателей фильм "Квартира" Жиля Мимуни получил по версии FilmGourmand'а рейтинг 8,466 и занял 334-е место в Золотой Тысяче FilmGourmand'а.
Итак, зрители оценили фильм высоко, профессиональное сообщество кинематографистов, по крайней мере, в Европе, - тоже очень высоко. Но для полноты картины меня интересовало мнение кинокритиков. Естественно, не всех, а только самых авторитетных. Самой собой, в первую очередь, Роджера Эберта. И вдруг я обнаруживаю, что у Эберта нет ни слова об этом фильме. При всех его наградах и рейтингах. А Жиль Мимуни у него упоминается только как автор сценария фильма "Одержимость", поставленного Полом МакГиганом в 2004 году.
Само собой, мне захотелось понять, чем же вызвана такая "неосведомлённость" гуру американской кинокритики. Причина оказалась довольно простой: фильму просто была закрыта дорога на экраны американских кинотеатров. И только в 2006 году американским зрителям была "дарована" возможность посмотреть этот фильм, но не в кинотеатре, а на DVD. И то только потому, что двумя годами ранее, в 2004 был выпущен римейк МакГигана.
То есть, как я понимаю, в 1996-1997 годах "большие дяди" американского кино посмотрели фильм Жиля Мимуни, оценили его высокий потенциал и, как это принято говорить у нас, не выдали ему прокатного удостоверения. Через некоторое время MGM сделала римейк. Наверное, были какие-то "непонятки" с авторскими правами Жиля Мимуни. И вряд ли он был доволен решением запретить прокат его творения в США. Но его ублажили тем, что дважды упомянули в субтитрах: один раз как автора сценария фильма "Квартира", по которому сделан римейк, а второй раз - как исполнительного продюсера. Наверное, даже заплатили. Как исполнительному продюсеру. Необходимо отметить, что ни до, ни после "Одержимости" Жиль Мимуни не сталкивался с каким-либо продюсированием. Так что, скорее всего, это и была плата за использование его авторских прав, а на съёмки "Одержимости" он даже не выезжал. И тогда становится понятно, почему Эберт ничего не написал о "Квартире".
Римейк "Квартиры", фильм "Одержимость" - весьма неплохой фильм. Но при сравнении этих двух фильмов мне на память невольно приходит классическая фраза героини Нонны Мордюковой, адресованная герою Михаила Ульянова в фильме "Простая история": "Хороший ты мужик! Но - не орёл!". Вот так же и американский римейк - хороший, добротный фильм. Но - не шедевр.
А "Квартира" Жиля Мимуни - настоящее произведение искусства. И, кстати, примерно так же оценили соотношение этих двух кинофильмов американские кинозрители. По данным IMDB оценка "Квартиры" только американскими пользователями составила в среднем 7,2, а "Одержимости" - 6,7. Отсюда понятно, почему "большие дяди" не пустили "Квартиру" на американский кинорынок: если бы американцы его увидели вовремя, рейтинги "Одержимости" были бы ещё ниже. А рейтинги "Квартиры" - наоборот, выше.
А фильм Жиля Мимуни - действительно, прелестный! И особую прелесть этому фильму добавляет то, что на его съемках впервые познакомились, а вскоре и стали мужем и женой Моника Белуччи и Венсан Кассель.
Как жаль, что теперь они не вместе!
Дорогие читатели! Если эта и/или другие публикации блога FilmGourmand показались вам интересными и/или полезными, прошу ставить лайки, подписываться, делиться этими материалами с теми, кого, по вашему мнению, они тоже могут заинтересовать.
Если у вас публикации блога FilmGourmand'а вызвали замечания, возражения, вопросы, прошу поделиться ими в комментариях или в сообщениях на мой адрес.