Гоголь в повести «Тарас Бульба» и Достоевский в романе «Братья Карамазовы» изображают поляков весьма отрицательно, хотя сами имеют польские корни. И это удивительно. У Пушкина поляк – строптивый, наглый, хвастливый младший брат. Царь Николай Первый отзывался о поляках весьма нелицеприятно (Л. Толстой, «Хаджи Мурат»).
В советское время такие личности, как Дзержинский, Сверчевский, Берлинг, не способствовали улучшению имиджа поляка. В «Конармии» И. Бабеля он – контрреволюционер, у К. Симонова – торгаш. У В. Богомолова в «Моменте истины» - великопольский националист, бандит из Армии Крайовой. В советском обществе закрепился образ поляка как человека ненадежного, человека «себе на уме».
Но не всё так однозначно. У того же Л. Толстого в рассказе «За что?» поляк представлен героем-мучеником. А. Солженицын отмечает у поляка чувство собственного достоинства и готовность к самопожертвованию в борьбе. Чувство собственного достоинства отмечает у поляка и Булат Окуджава.
Если характеры польских мужчин в русской литературе описываются так, как их видят создатели этих характеров, то польская женщина никого не оставляет равнодушным. Так А. Пушкин в «Трёх Будрысах» восклицает с восторгом: «Нет на свете царицы краше польской девицы». Даже если полька лжива и лицемерна, как, например, Марина Мнишек в «Борисе Годунове» А. Пушкина или графиня Козельская в романе «Пётр Первый» А. Толстого, она всё равно прекрасна, горда и обаятельна. Недаром Э. Рязанов в «Иронии судьбы…» из всех актрис выбрал польку Барбару Брыльску.
К сожалению, сейчас из-за политики польского государства в глазах русского человека формируется образ такого хитрого и нагловатого полу-европейца, вроде пана Корейбы, имеющего постоянную прописку на главных экранах российского ТВ. Боюсь, что это надолго.